Разукрасим мир стихами

01.03.2024

В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной и значимой. Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.

Заучивание стихотворения – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания. Заучивание стихотворений для дошкольников имеет огромную пользу: расширяет кругозор; рифма дает возможность обрести внутреннюю гармонию; развивается память, формируется культурный уровень. Каждое произведение, усвоенное памятью ребенка, обогащает словарный запас, формирует его собственную речь. Выразительность исполнения развивает технику речи. Чем больше ребенок учит наизусть, тем больше объем памяти формируется у него для дальнейшего обучения.

Ребенку непросто запомнить то, что не связанно с его опытом, личными переживаниями, интересами, потребностями, настроением. Поэтому нужно подбирать такие стихи, которые интересны детям, помогают им играть, общаться, сопровождать свои действия, движения, ритмизировать их.

Недаром многие детские писатели пишут свои сказки именно в стихах. Малыши с удовольствием их слушают и быстро запоминают, а потом с радостью рассказывают всем своим родным и близким. У детей прекрасная память. Стоит прочитать стихотворение всего лишь несколько раз, а ребенок его уже выучил. Поэтому, способность малыша к быстрому запоминанию необходимо использовать при обучении. Ведь это лучший способ для развития речи и памяти.

Заучивание стихотворений активизирует и стимулирует сразу несколько важных мозговых центров, способствует развитию межполушарных связей. Так, например, логические игры развивают в основном только левое полушарие, тогда как заучивание стихов развивает весь мозг.

Вообще, дети, знающие много стихов, обладают очень высоким интеллектом. В дальнейшем такие дети хорошо учатся в школе. Они легче воспринимают школьный материал по сравнению с детьми, которые не учили стихи.

 

Основные причины, почему ребенок плохо запоминает стихи:

У него нет такого навыка — учить наизусть. Родители не приучали его, считая, что он еще слишком мал. Поэтому такому ребенку, как правило, сложно запоминать стихотворения, которые дает воспитатель в детском садике.

Малыш не чувствует рифму. Обратите внимание, умеет ли он пересказывать сказки своими словами. Если да, то дело может быть не в плохой памяти, а в том, что у него отсутствует понимание рифмы.

Ребенок не приучен к самостоятельности и привык, что ему всегда во всем помогают: рисуют или собирают конструктор. Если близкие родственники, стремясь помочь, в итоге все заканчивают вместо малыша (будь-то аппликация, рисунок, фигурка из пластилина), то он будет ожидать, что и учить стишок будет кто-то другой.

Ему скучно. Однообразное и монотонное заучивание стихов не вызывает у малыша желание их учить. Поэтому специалисты рекомендуют учить стишки с маленькими детками в процессе игры.

У него низкая самооценка или страх сравнения с другими детьми. Если ребенок очень стеснительный, он может бояться допустить ошибку и быть осмеянным сверстниками в садике. Возможно, родители часто критикуют малыша, и он просто боится новой негативной оценки. Поэтому ему проще сказать «я не помню», чем услышать насмешки или очередное замечание в свой адрес.

У него малый словарный запас для своего возраста. Часто ребенок не может запомнить стихи, потому что просто не понимает их смысл. Значения некоторых слов ему просто неизвестны. Поэтому внимание малыша и не фокусируется на непонятном наборе звуков.

Разобравшись в причинах плохого запоминания стихов у ребенка, можно выстроить необходимую стратегию с целью помочь ему. Когда он будет чувствовать поддержку родителей, то заниматься будет гораздо охотнее.

Наиболее распространенные ошибки, которые допускают родители при заучивании:

- Относятся к заучиванию стихов, как к трудному и серьезному процессу. В том, что ребенок-дошкольник не хочет учить стихи, нет ничего удивительного. Ведь главным способом познания мира в этом возрасте является игра. Именно через нее он примеряет на себя различные роли и развивает в себе какие-то качества. То, что он не хочет сидеть и повторять стихи, абсолютно нормально.

- Учат стихотворение, не делая перерывов. А маленький ребенок не может воспринимать информацию более 7 — 10 минут. Потом он просто отвлекается. Поэтому не забывайте делать перерывы в процессе заучивания и переключаться на что-нибудь другое.

- Отсутствует мотивация. Малышу непонятно, зачем ему нужно учить то или иное стихотворение. Поэтому необходимо вызвать у него заинтересованность в этом процессе. Например, стихи можно учить к приходу Деда Мороза или для участия в семейном концерте перед дедушками и бабушками.

Дети дошкольного возраста очень пластичны и легко обучаемы, но для большинства детей характерны быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию.

Для облегчения запоминания стихотворных произведений можно использовать вспомогательные методы, включающие нетрадиционные приемы заучивания.

Такие как:Хочу такой сайт

- Метод иллюстрации. Еще К. Д.Ушинский писал «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».Доказано, что в дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память и запоминание носит в основном непроизвольный характер. У детской памяти есть удивительное свойство - исключительная фотографичность Зрительный образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее вспомнить стихотворение.

- Стихи в движении. Педагог выразительно читает весь текст, а затем предлагает его разыграть, изобразить в движении. Воспитатель показывает, какие движения дети будут изображать на слова текста. Дети вместе с воспитателем произносят слова и выполняют движения.

- Стихи построчно. Дети собираются в круг, педагог читает стихотворение и «раздает» (в устной форме) каждому по одной строчке со словами: «Запомни- повтори и дотронься рукой до соседа, тот скажет свою строчку и дотронется до следующего и так до конца». «Раздавая» строчки, необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка: давать детям с хорошей памятью длинные строчки, с плохой - короткие.

- Театральный.Особенно быстро помогают запомнить текст с диалогами и действиями различные виды «театров» с их атрибутикой.

 

 Использование нестандартного подхода к заучиванию стихотворений вызывает:

·         облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала;

·         учит детей видеть главное;

·         систематизировать полученные знания;

·         развивает психические процессы — память, внимание, воображение, мышление, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи.

Таким образом, разучивая стихи в работе с детьми можно достичь следующих результатов:

1. У детей появляется желание разучивать стихи

2. Расширяется круг знаний об окружающем мире.

3. Активизируется словарный запас.

4. Дети преодолевают робость, застенчивость, научаться свободно, держаться   перед аудиторией.

Практически все методы и приёмы заучивания текстов в равной степени интересны детям. При этом наиболее эффективными оказываются те, которые соответствуют индивидуальным особенностям детей. Для большинства детей ведущим является зрительный метод запоминания.

Двигательный метод, в основном, используется как вспомогательный, главным образом, с целью развития координации речи с движениями, чувства ритма, и, в свою очередь, также способствует более качественному запоминанию текста.

   

Материал подготовила: Калянова Е.Е., воспитатель

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 01.03.2024

Дата обновления: 01.03.2024

Дата публикации: 01.03.2024

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».