01.01.2017
Материал подготовила: Н.В. Бабинова, учитель-логопед
Ребенок будет правильно произносить звуки только в том случае, если он их слышит, различает. Слуховое восприятие не формируется само по себе, для этого нужны специальные упражнения в игровой форме. Начинается знакомство с миром звуков со звуков окружающего мира. Затем ребенок постепенно начинает различать звуки речевые и неречевые. Речевые звуки – те, которые производят органы речи человека. Их различение помогает правильному пониманию смысловой стороны речи.
1.Покажи (назови), что звучит?
Взрослый демонстрирует звучание инструмента (дудочка, барабан, колокольчик и др.) после правильного выполнения детьми задания, предлагает самостоятельно воспроизвести звучание «Повтори».
2. Назови/покажи, где звучит?
Ребенок закрывает глаза. Взрослый тихо встаёт в стороне (сзади, впереди, слева, справа) и звонит в колокольчик. Ребенок, не открывая глаза, называет, либо рукой указывает, откуда доносился звук.
3. Найди пару
Взрослый раскладывает на столе звучащие коробочки (одинаковые коробочки внутри, горох, песок, спички и др.). Детям предлагается разобрать их по парам, одинаково звучащим.
4. Тихо – громко.
Дети становятся друг за другом и идут по кругу. Взрослый стучит в бубен то тихо, то громко. Если бубен звучит тихо дети идут на носочках, если более громко, идут обычным шагом, если ещё громче – бегут.
5. Найди картинку
Взрослый раскладывает перед ребенком ряд картинок с изображением животных (пчела, жук, кошка, собака, петух, волк и др.) и воспроизводит соответствующие звукоподражания. Ребенка просят показать картинку, кто так кричит.
6. Кто летит
Взрослый сообщает детям, что он будет произносить слово «летит» в сочетание с другими слова (птица летит, самолет летит). Но иногда он будет ошибаться (например: собака летит). Просит детей хлопать только тогда, когда два слова употребляются правильно. В начале игры взрослый медленно произносит фразы, делает паузы между ними. В дальнейшем темп речи ускоряется, паузы становятся короче.
7. Внимательные ушки.
Взрослый садится на расстоянии 2-3 м от детей. Перед детьми разложены игрушки. Взрослый даёт задания очень тихо, шепотом, поэтому надо быть очень внимательным. Инструкции: «Возьми мишку и посади в машину», «Вынь мишку из машины», «Посади в машину куклу» и так далее. Дети должны услышать, понять и выполнить эти команды. Задания нужно давать краткие и очень понятные, а произносить их тихо и четко.
8. Угадай, что делать.
Детям дают в руки два флажка. Если водящий громко звенит бубном, дети поднимают флажки вверх и машут ими, если тихо - держат руки на коленях.
9. Угадай, кто идет.
Взрослый показывает детям картинки и объясняет, что цапля ходит важно и медленно, а воробей прыгает быстро. Если взрослый медленно стучит в бубен, то дети ходят, как цапли (медленно, высоко поднимая колени). Когда взрослый быстро стучит в бубен, дети скачут, как воробьи. Затем водящий стучит в бубен, все время меняя темп, а дети то прыгают, то медленно ходят. Менять темп звучания надо не более пяти раз.
10. Прослушай - Запомни - Повтори.
Взрослый называет 3-5 слов, дети должны повторить их в том же порядке. Если ребенок не говорит, можно предложить ему вариант игры «Прослушай – Запомни – Выложи». Ребенок должен выбрать картинки или игрушки из большого количества и выложить в том порядке, в котором их назвал взрослый.
11. «Назови звук» (игра с мячом).
Взрослый называет слова, выделяя в них один звук: громче и дольше его произносит. Просит детей называть только этот звук. Например, “матРРРёшка”, а вы должны сказать: “рь”; “моЛЛЛоко” - “л”; “самолёТ” - “т”. Для выделения используется сначала гласные звуки, затем твердые и мягкие согласные звуки. Если дети затрудняются с ответом, взрослый сам называет звук, а дети повторяют.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 23.10.2018
Дата обновления: 23.10.2018
Дата публикации: 01.01.2017