01.01.2017
Материал подготовила: Н.В.Бабинова, учитель-логопед
Ребенок будет правильно произносить звуки только в том случае, если он их слышит, различает. Слуховое восприятие – этоспособность получать и интерпретировать информацию, которая достигает наших ушей через волны звуковых частот, передаваемые по воздуху или иным образом.Под фонематическим восприятием понимают специальные умственные действия при дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова. Фонематический слух – способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова. Фонематический анализ и синтез – умственные действия по анализу или синтезу звуковой и слоговой структуры слова.
Игры для развития слухового восприятия:
1. Послушаем звуки!
Цель: развитие слухового внимания; восприятие на слух звуков природы, голосов животных и птиц.
Ход игры: Игра проводится на прогулке. Гуляя на детской площадке или в парке, обращайте внимание малыша на звуки природы – шум ветра и дождя, шелест листьев, журчание воды, грохотание грома во время грозы и др. Также обращайте внимание ребенка на звуки, которые издают животные и птицы, живущие в городе, – собаки и кошки, вороны, голуби, воробьи, утки.
После того, как ребенок научится хорошо различать эти звуки с опорой на зрение (слышит и видит одновременно), предложите определить источник звука с закрытыми глазами (только на слух):
– Закрой глаза. Сейчас я открою окошко, а ты постарайся определить на слух, какая погода на улице.
– Закрой глаза и постарайся угадать, какие птички прилетели к нашей кормушке.
На прогулке в лесу обратите внимание ребенка на разнообразные звуки – шум ветвей деревьев, звук от падения шишек, стук дятла, скрип старых деревьев, топот ежика в траве и др.
2. Кто кричит?
Цель: развитие слухового внимания; восприятие на слух криков животных и птиц.
Ход игры: Игра проводится летом на даче или в гостях в деревне. Вместе с ребенком познакомьтесь с домашними животными и птицами, научите ребенка различать издаваемые ими звуки и соотносить звук с конкретным животным (лошадь, корова, коза, свинья) или птицей (утка, гусь, курица, петух, цыпленок, индюк). Усложняя задачу, предложите ребенку определить, кто кричит, с закрытыми глазами (или не выходя из дома).
– Давай посидим во дворе. Закрой глаза и постарайся угадать, кто там кричит. Конечно, это петух прокукарекал! Молодец, угадал. А теперь? Да, это хрюкает свинья.
3. Звуки дома
Цель: развитие слухового внимания; восприятие на слух звуков, которые издают различные предметы обихода.
Ход игры: Находясь в квартире, прислушайтесь вместе с ребенком к звукам дома – тиканью часов, звону посуды, скрипу двери, шуму воды в трубах, бульканью супа и шипению котлетки на сковороде, к звукам, которые издают различные бытовые приборы (жужжание пылесоса, шипение закипающего чайника, гудение компьютера и пр.). Лучше проводить такую работу, организуя различные игры:
«Найди, что тикает(звенит, жужжити т. д.)!»или соревнование:
«Кто больше звуков услышит?»
В последующем можно усложнить задачу, предлагая ребенку определить источник звука с закрытыми глазами.
4. Постучим, погремим!
Цель: развитие слухового внимания, восприятие на слух звуков, которые издают различные предметы.
Оборудование: различные предметы – бумага, полиэтиленовый пакет, ложки, палочки и др.
Ход игры: Игра проводится в квартире. Познакомьте ребенка с разнообразными звуками, которые получаются при манипуляции с предметами: постучите деревянным молоточком, помните или порвите лист бумаги, пошелестите газетой, пошуршите пакетиком, ударьте деревянными или металлическими ложками друг о друга, проведите палочкой по батарее, уроните карандаш на пол и т. п.
После того, как ребенок научится внимательно слушать звуки предметов, предложите послушать с закрытыми глазами и угадать, какой предмет звучал. Можно производить звук за ширмой или за спиной у ребенка, а тот слушает и затем показывает предмет – источник звука. Поначалу взрослый и ребенок договариваются, какие предметы будут использованы в игре, в дальнейшем можно использовать любые предметы в комнате – манипулировать ими, издавая звуки. В этой игре полезно время от времени меняться ролями.
5. Тук-тук!
Цель: развитие слухового внимания.
Оборудование: стол, кукла и другие игрушки.
Ход игры: Ребенок и педагог сидят за столом, игрушка спрятана под столом. Педагог незаметно стучит о край стола.
– Тук-тук! Что за стук? Кто-то к нам в гости пришел! Кто там? Это кукла! Заходи, кукла, к нам в гости.
Далее педагог объясняет, что должны прийти еще и другие гости, поэтому надо внимательно слушать, когда раздастся стук в дверь.
– Я буду готовить угощение, а ты внимательно слушай: когда раздастся стук в дверь, спроси: «Кто там?»
Игра продолжается. Расстояние от источника стука до ребенка, а также силу стука можно постепенно менять: расстояние увеличивать, стук делать тише.
Другой вариант игры подразумевает наличие третьего участника: второй взрослый или ребенок постарше стучит в дверь и приводит с собой игрушку.
6. Погремушки
Цель: развитие слухового внимания, восприятие на слух звуков, которые издают различные звучащие игрушки.
Оборудование: звучащие игрушки – погремушки, свистульки, пищалки, колокольчики, трещотки и др.
Ход игры: Подберите набор разнообразных звучащих игрушек. Вместе с ребенком извлекайте из них звуки, пока малыш не научится четко дифференцировать их на слух. После этого можно организовать игру «Узнай по звуку»: спрячьте игрушки за ширму, пусть ребенок послушает издаваемые звуки и угадает, какая игрушка звучала (можно производить звуки за спиной у ребенка). В этой игре можно поменяться с ребенком ролями: он играет, а вы угадывайте игрушки и называйте их.
Предложите ребенку поиграть в игры, включающие операции фонематического восприятия:
1.Выделение обусловленного звука среди других звуков, в ряду слогов, в ряду слов. Например, «Хлопни в ладоши, когда услышишь С».
2.Определение наличия или отсутствия звука в слове. «Заселим домик М. Назови картинки, скажи, слышится ли в слове звук М».
3. Подбор слов с обусловленным звуком. «Вот домик К – назови слова, в которых слышится звук К». «По пути домой назови предметы, в названии которых есть звук К».
4.Определение положения звука в слове ( в начале, в середине, в конце). Подбор слов с определенным положением звука, например, «Назови слова, которые начинаются на Ж».
5. Деление слов на слоги. Определение количества слогов в слове.
6.Слоговой синтез слов. Игра «Веселая математика» (Что получится, если прибавить к слогу ЛУ слог ЖА?).
7.Звуковой синтез слов. «Сидели в стручке горошины звуки, стручок лопнул и звуки рассыпались. Собери их – М А М А. Что получилось?»
8.Различение фонем, близких по артикуляционным и акустическим качествам. «Покажи, где КРЫША? А где КРЫСА?». «Подскажи словечко КАЛИНА или ГАЛИНА.
«Зреет красная ….
Соберет её …….»
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 23.10.2018
Дата обновления: 23.10.2018
Дата публикации: 01.01.2017