16.12.2020
Многие дошкольники испытывают определённые
трудности как в заучивании наизусть, так и в последующем прочтении
стихотворений. Тем временем известно, что заучивание стихотворений считается
одним из действенных методов развития детей. Оно непросто учит детей восприятию
поэзии,воспитывает у них интерес к словесному искусству и развивает
художественный вкус, атак же способствует формированию целостной картины мира,
расширению кругозора,раскрывает творческие способности, развивает внимание,
память, речь и эмоциональную отзывчивость. Заучивание стихотворений наизусть – это
лучший способ развивать память, тем самым улучшать способности ребенка
к дальнейшему обучению и овладению новыми знаниями. Если у детей в
дошкольном возрасте сформированы навыки заучивания наизусть, то в школе им будет
на много легче учить более объемные произведения, запоминать правила и формулы.
Особенности развития детей с ЗПР отражают эмоциональное
и поведенческое составляющее, лежащее в основе обмена информацией и
обуславливающее трудности при заучивании стихотворений наизусть.
Одно из основных правил, на которое
следует обратить внимание – не
надо ставить детей перед фактом заучивания какого – то
произведения, нужно предоставить им возможность самостоятельного выбора
произведения из предлагаемого стихотворного материала, так как интерес к
содержанию самого стихотворения положительно влияет на характер заучивания. При
отборе стихотворений для заучивания с детьми с ЗПР необходимо учитывать их
объем, содержание, оно должно соответствовать не только возрастным, но и
психологическим особенностям развития детей данной категории.
При ознакомлении детей со стихотворениями взрослый
непросто читает детям предлагаемые для заучивания произведения, а подкрепляет их
каким – либо зрительным образом для того,чтобы им было легче запомнить свой
выбор. В зависимости от возраста и интересов детей,это могут быть игрушки,
герои сказок и другие персонажи. Далее проводится
необходимая ознакомительная и разъясняющая работа
(уточняются и расширятся знания и представления детей по теме, смыслу
стихотворения, ведётся словарная работа). В большинстве случаев у детей с ЗПР,
ведущими являются зрительное восприятие, поэтому для облегчения запоминания наиболее
эффективно использовать наглядный материал (картины, схемы, таблицы). Использование
опорных рисунков для облегчения заучивания стихотворений мотивирует и увлекает
детей,превращает скучное и нелюбимое ими занятие в игру. Более того, именно игра
занимает центральное место в жизни ребёнка дошкольного возраста, являясь его
ведущей деятельностью, а значит основным средством познания мира. Игра
способствует снятию напряжения, так как представляет собой комфортную, привычную
для ребёнка ситуацию, в процессе которой он лучше устанавливает контакт с
другими людьми, у него формируется положительная мотивация к совместной
деятельности, развивается наблюдательность. Именно поэтому в работе
по заучиванию стихотворений наизусть с детьми с ЗПР целесообразно применять
различные игры. Взрослый предлагает
детям как бы зарисовать стихотворение, отобрав для него соответствующие
картинки. Дети должны подумать о том, что должно быть изображено на картинках,
отражающих содержание выбранного ими стихотворения. Они демонстрируют выбранные
ими картинки, рассказывают о рисунках, отвечают на наводящие вопросы. Таким
образом, лишние картинки исключаются, и выбирается серия картин, которая в
дальнейшем послужит опорой для заучивания стихотворения. Затем взрослый вместе с
ребенком организует работу по заучиванию стихотворения по отобранной серии
картин, уточняя при этом их последовательность для понимания общего замысла. Для
этого он проводит игры типа:«Разложи
карточки по порядку», «Исправь ошибку/поменяй местами», «Какой картинки не
хватает» и т.п. Далее включаются игры
типа:«Подскажи словечко»(договаривание
детьми слов, которые рифмуются), «По
цепочке бегут строчки» (поочерёдное договаривание детьми строк), «Ты сначала – я потом» и др.Таким
образом, через зрительные опоры — картинки, для детей с ЗПР материализуется содержание
всего стихотворения. Данный приём работы помогает вспоминать сюжет и не путать в
нем порядок событий.
После проведенной работы детям
предлагается прочитать стихотворение, выбрав для этого какое – то эмоциональное
состояние (с грустью или, напротив, радостно, а может быть задумчиво или
удивлённо и т.п.). Дети сами могут выбрать для себя эмоциональное состояние, а окружающие
будут угадывать по интонации выбранную ребёнком эмоцию.
Для того, чтобы дети не испытывали чувства
стеснения при прочтении, им предлагаются различные игровые варианты выступлений
– чтений, а именно: передача по
телевизору, репортаж / интервью, чтение с помощью куклы бибабо и др.
Дети играя, сами выбирают форму прочтения,
с удовольствием пробуют себя в разных ролях, преодолевая таким образом барьер застенчивости
и дискомфорт при индивидуальных выступлениях.
Построенная таким образом работа носит
комплексный характер, поскольку очень важно донести до сознания детей с ЗПР
смысл произведения, так как осмысленное запоминание гораздо прочнее механического.
Литература:
Бакаева М.Н., Ладная С.М. Развитие
опосредованной памяти у дошкольников при заучивании стихов с помощью зрительных
опор // «Логопед», 2011 г.;
Гнедой Л.Н. Развитие памяти дошкольников
через заучивание стихотворений. Научно-практическая статья.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 16.12.2020
Дата обновления: 16.12.2020
Дата публикации: 16.12.2020