«С пальчиками играем, речь развиваем»

09.02.2021

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «Пальчиковые игры». Игры эти, очень эмоциональные, можно проводить как в детском саду, так и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности.

Как говорил известный педагог В. А. Сухомлинский «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». Если объяснять с физиологической точки зрения, на кончиках пальцев очень много нервных окончаний, связанных с разными отделами головного мозга. Соответственно, стимулируя деятельность пальчиков, мы стимулируем развитие разных отделов головного мозга, а соответственно речь, мышление, творчество, да просто снимаем нервное напряжение ребёнка.

 «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы.  В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз».

Очень важны эти игры для развития творчества детей. Если ребенок усвоит какую-нибудь одну пальчиковую игру, он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку для других стишков и песенок. Дети от 1-2 хорошо воспринимаютпальчиковые игры, выполняемые одной рукой.

Трехлетние дети осваивают уже игры, которые проводятся двумя руками, например, одна рука изображает домик, а другая –кошку, вбегающую в этот домик.

На данный момент специалисты не имеют общего мнения, когда нужно начинать развивать у ребенка мелкую моторику.

Главной целью является массажирование и разминание пальчиков. Постепенно занятия нужно осложнять, опять же в соответствие с возрастом. Всегда нужно игры сопровождать песенками, стишками, загадками или шутками. Игры должны быть не долгими, примерно 5-7 минут, чтобы малыш не потерял интерес к занятию.

Советы:

- Не играйте с малышом перед сном или незадолго до приема пищи.

- После игры вместе сложите и уберите игру до следующего раза.

- Игры должны быть всегда под рукой, и разнообразные.

-Проводите игры весело и радостно.

- Перед проведением пальчиковых игр убедитесь в том, что у ребенка ручки теплые (предложите похлопать ручками, потереть ладошками или согреть теплой водой под краном);

Правила:

- Для занятий малыш должен быть бодрым и веселым.

- Не играйте в игры не подходящие о возрасту.

- Ребенок должен быть довольным во время игры.

- Начинать занятия с простых поглаживаний ручек малыша.

Проведения пальчиковых игр,соблюдая алгоритм проведения:

• Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.

• При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.

• Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяются новыми.

• Не надо ставить перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может "отбить" интерес к игре.

• Нельзя принуждать ребёнка к игре, а обязательно надо разобраться в причинах отказа, если возможно,ликвидировать их: например, изменив задание или поменяв игру.

Работа с родителями:

• Индивидуальные консультации по проведению пальчиковых игр в домашних условиях.

Рекомендации родителям: давать больше самостоятельности при одевании, самостоятельно застёгивать и расстёгивать пуговицы, кнопки, молнии, так как эти действия являются базовыми, они формируют мелкую моторику.

В 1 младшей группе «Капельки» проект «С пальчиками играем, речь развиваем».Хочу такой сайт

 Цель проекта:организация системы работы, направленной на развитие мелкой моторики рук посредством пальчиковых игр и упражнений, привлечение родителей к развитию моторики пальцев рук детей в домашних условиях.

В процессе работы дети не только играют с пальчиками, но и занимаются дидактическими играми, настольными играми, шнуровкой, играют с вкладышами, используют фланелеграф, настольный театр, пальчиковый театр, игры с пазлами, учат пальчиковые игры по сезонам «Зима», «Весна», «Лето», «Осень».

Таким образом, слаженная работа пальчиков ребёнка помогает развивать речь и интеллект, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом, готовит непослушную ручку к письму, а времени занимает всего 5-7 минут в день.

«Моя семья»
Этот пальчик – дедушка, (поочередно сгибать пальцы на руке, начиная с большого пальца) 
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я, Вот и вся моя семья! (показать ладошку )

«Капусту солим»
Мы капусту рубим-рубим, (стучим указательными пальцами друг о друга)
Мы морковку трем-трем, (трем сжатыми кулаками друг о друга)
Мы капусту солим-солим, (перебираем пальцами, будто "солим"
Мы капусту жмем-жмем. (сгибаем-разгибаем пальцы рук)

"Мы делили апельсин"
Мы делили апельсин, (сложить из ладошек шар"
Много нас, а он один: (развести руки в стороны)
Эта долька для ежа, (попеременно загибать пальцы)
Эта долька для чижа,
Эта долька для утят,
Эта долька для котят.
Эта долька для бобра,
А для волка кожура.
Он сердит на нас, беда! (обхватить голову руками и покачать)
В домик спрячемся,сюда! (прикрыть лицо руками)

"Построим дом"
Молотком стучу, стучу. (стучать кулачками друг о друга)
Сто гвоздей заколочу.
Будем строить дом, дом, (ставить кулачки друг на друга попеременно)
Будем жить в нем, в нем. (соединить пальчики, сделав из них "крышу".

«Встали пальчики»

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик – прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Встали пальчики – «Ура!»

В детский сад идти пора!

Поочередно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем касаться всех остальных – «будить». Одновременно с восклицанием «Ура!» кулачок разжать, широко расставив пальцы в стороны.

Замок

«На двери висит замок (руки в замке)

Кто его открыть бы смог? (пальчики тянем, не разжимая)

Потянули, (потянули)

Покрутили, (вращаем руки)

Постучали (стучим основанием ладоней)

И – открыли! (руки разжимаются) »

Материал подготовила: Марина Ивановна Луткова,

воспитатель группы «Капелька»

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 09.02.2021

Дата обновления: 09.02.2021

Дата публикации: 09.02.2021

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».