09.02.2021
Очень важной частью работы по развитию
мелкой моторики являются «Пальчиковые игры». Игры эти, очень эмоциональные,
можно проводить как в детском саду, так и дома. Они увлекательны и способствуют
развитию речи, творческой деятельности.
Как
говорил известный педагог В. А. Сухомлинский «Ум ребёнка находится на
кончиках его пальцев». Если объяснять с физиологической точки зрения, на
кончиках пальцев очень
много нервных окончаний, связанных с разными отделами головного мозга.
Соответственно, стимулируя деятельность пальчиков, мы стимулируем развитие разных отделов
головного мозга, а соответственно речь, мышление, творчество, да просто снимаем
нервное напряжение ребёнка.
«Пальчиковые игры» как бы отображают реальность
окружающего мира предметы, животных, людей, их деятельность, явления
природы. В ходе пальчиковых игр дети,
повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается
ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном
виде деятельности.
Пальчиковые игры – это инсценировка
каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют
участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях
«вправо», «влево», «вверх», «вниз».
Очень важны эти игры для развития
творчества детей. Если ребенок усвоит какую-нибудь одну пальчиковую игру, он
обязательно будет стараться придумать новую инсценировку для других стишков и
песенок. Дети от 1-2 хорошо воспринимаютпальчиковые игры, выполняемые одной
рукой.
Трехлетние дети осваивают уже игры,
которые проводятся двумя руками, например, одна рука изображает домик, а другая
–кошку, вбегающую в этот домик.
На данный момент специалисты не имеют
общего мнения, когда нужно начинать развивать у ребенка мелкую моторику.
Главной целью является массажирование и
разминание пальчиков. Постепенно занятия нужно осложнять, опять же в
соответствие с возрастом. Всегда нужно игры сопровождать песенками, стишками,
загадками или шутками. Игры должны быть не долгими, примерно 5-7 минут, чтобы
малыш не потерял интерес к занятию.
Советы:
-
Не играйте с малышом перед сном или незадолго до приема пищи.
-
После игры вместе сложите и уберите игру до следующего раза.
-
Игры должны быть всегда под рукой, и разнообразные.
-Проводите игры весело и радостно.
- Перед проведением пальчиковых игр убедитесь в
том, что у ребенка ручки теплые (предложите похлопать ручками, потереть
ладошками или согреть теплой водой под краном);
Правила:
-
Для занятий малыш должен быть бодрым и веселым.
-
Не играйте в игры не подходящие о возрасту.
-
Ребенок должен быть довольным во время игры.
-
Начинать занятия с простых поглаживаний ручек малыша.
Проведения пальчиковых игр,соблюдая алгоритм проведения:
• Выполнять упражнение следует
вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.
• При повторных
проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст
разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
• Выбрав два или
три упражнения, постепенно заменяются новыми.
• Не надо
ставить перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст).
Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может
"отбить" интерес к игре.
• Нельзя
принуждать ребёнка к игре, а обязательно надо разобраться в причинах отказа,
если возможно,ликвидировать их: например, изменив задание или поменяв
игру.
Работа с родителями:
• Индивидуальные
консультации по проведению пальчиковых игр
в домашних условиях.
•Рекомендации родителям: давать больше самостоятельности
при одевании, самостоятельно застёгивать и расстёгивать пуговицы, кнопки,
молнии, так как эти действия являются базовыми, они формируют мелкую моторику.
В 1 младшей группе «Капельки» проект «С
пальчиками играем, речь развиваем».
Цель проекта:организация системы работы, направленной на развитие мелкой
моторики рук посредством пальчиковых игр и упражнений, привлечение родителей к
развитию моторики пальцев рук детей в домашних условиях.
В процессе
работы дети не только играют с пальчиками, но и занимаются дидактическими
играми, настольными играми, шнуровкой, играют с вкладышами, используют
фланелеграф, настольный театр, пальчиковый театр, игры с пазлами, учат
пальчиковые игры по сезонам «Зима», «Весна», «Лето», «Осень».
Таким
образом, слаженная работа пальчиков ребёнка помогает развивать речь и
интеллект, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом,
готовит непослушную ручку к письму, а времени занимает всего 5-7 минут в день.
«Моя семья»
Этот пальчик – дедушка, (поочередно
сгибать пальцы на руке, начиная с большого пальца)
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я, Вот и вся моя семья! (показать ладошку )
«Капусту
солим»
Мы капусту рубим-рубим, (стучим
указательными пальцами друг о друга)
Мы морковку трем-трем, (трем
сжатыми кулаками друг о друга)
Мы капусту солим-солим, (перебираем
пальцами, будто "солим"
Мы капусту жмем-жмем. (сгибаем-разгибаем
пальцы рук)
"Мы
делили апельсин"
Мы делили апельсин, (сложить из
ладошек шар"
Много нас, а он один: (развести
руки в стороны)
Эта долька для ежа, (попеременно
загибать пальцы)
Эта долька для чижа,
Эта долька для утят,
Эта долька для котят.
Эта долька для бобра,
А для волка кожура.
Он сердит на нас, беда! (обхватить
голову руками и покачать)
В домик спрячемся,сюда! (прикрыть
лицо руками)
"Построим
дом"
Молотком стучу, стучу. (стучать
кулачками друг о друга)
Сто гвоздей заколочу.
Будем строить дом, дом, (ставить
кулачки друг на друга попеременно)
Будем жить в нем, в нем. (соединить
пальчики, сделав из них "крышу".
«Встали пальчики»
Этот пальчик хочет
спать,
Этот пальчик – прыг в
кровать,
Этот пальчик
прикорнул,
Этот пальчик уж
заснул.
Встали пальчики –
«Ура!»
В детский сад идти
пора!
Поочередно пригибать
пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем касаться всех
остальных – «будить». Одновременно с восклицанием «Ура!» кулачок разжать,
широко расставив пальцы в стороны.
Замок
«На двери висит замок (руки в замке)
Кто его открыть бы смог? (пальчики тянем,
не разжимая)
Потянули, (потянули)
Покрутили, (вращаем руки)
Постучали (стучим основанием ладоней)
И – открыли! (руки разжимаются) »
Материал подготовила:
Марина Ивановна Луткова,
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 09.02.2021
Дата обновления: 09.02.2021
Дата публикации: 09.02.2021
Copyright © 09.02.2021 Луткова Марина Ивановна