01.01.2017
«Самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам».
Ральф У. Эмерсон
Наблюдение - целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Это сложная познавательная деятельность, в ней участвуют восприятие, мышление и речь, требуется устойчивое внимание. В понимании наблюдаемого явления существенное значение имеют опыт, знания и умения ребенка. Организуя наблюдения в природе, в комплексе решается ряд задач: формируется знание о природе, развивается познавательный интерес, наблюдательность, воспитывается бережное отношение, эстетические навыки.
Прогулка в детском саду отлично подходит для проведения наблюдения. Наблюдая за окружающей действительностью, обращая внимание детей на сезонные изменения неживой природы, деревьями, листьев на деревьях, знакомит их со свойствами. Тем самым давая детям увидеть наглядно, потрогать, сравнить.
Метод наблюдения в воспитательно-образовательной деятельности формирует у детей элементарные навыки:
· более или менее длительно сосредотачивать внимание на наблюдаемом предмете
· отвечать на поставленные педагогом вопросы
· выделять яркие признаки (2-3).
Детей младшего дошкольного возраста привлекает яркое, большое, поэтому первые наблюдения с детьми этого возраста лучше проводить за явлениями окружающей действительностью. Очень хорошо подходит смена времен года, когда в природе происходят ярко выраженные изменения. Например, такие как, осенью листья меняют окрас, опадают, солнце прячется за тучами, идет дождь и так далее. Дети младшего возраста очень хорошо запоминают предметы и явления окружающей действительности, если увидят их наглядно и смогут потрогать. Это вызывает непроизвольный интерес у маленьких детей.
Наблюдения, проводимые с детьми младшего дошкольного возраста, кратковременны. Однако для того чтобы удержать внимание детей, нужно заинтересовать и предложить детям небольшие поручения: собрать опавшие листья, внимательно рассмотреть, описать увиденный листочек, почему он опал. Важно, чтобы в процессе наблюдения дети вели себя свободно. Превратив наблюдение в игру, тогда дети испытывают от этого удовольствие, совмещая приятное с полезным. Используются и игровые приемы: имитация листопада, показ опавших листьев, игра «Листопад». В конце наблюдения можно прочитать стихи, спеть песенку. Опросить детей, что им больше всего понравилось. Организуя наблюдения с детьми младшего дошкольного возраста, целесообразно чаще использовать разнообразные обследовательские действия.
На основе приобретенных знаний наблюдений предметов и явлений окружающей действительностью детьми младшего дошкольного возраста формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относится ко всему живому. В дальнейшем все эти предпосылки способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, гуманность, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства. Кто как не мы - педагоги и родители поможем детям в ознакомлении с предметами и явлениями окружающей действительности.
Любовь к родной природе воспитывается с раннего возраста. Именно в это время необходимо прививать детям любовь к красоте, гармонии, целесообразности, единству, которые царят в ней.
Материал подготовила: Осинцева Е.В., воспитатель
Наблюдение за окружающей действительностью. Прогулка вокруг детского сада
Познавательный интерес, изучаем листья
Осень! Осень! Золотая! Радуемся ей всегда!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 23.10.2018
Дата обновления: 23.10.2018
Дата публикации: 01.01.2017