Воспитание нравственности через сказку

01.01.2017

Консультация для родителей

Ребенок очень рано начинает понимать разницу между тем, «что такое хорошо и что такое плохо», легко отличает добро от зла, жадность от щедрости и т. д. Но сталкиваясь в реальной жизни с необходимостью соблюдать моральные нормы, например, поделиться со сверстником игрушкой или лакомством, он часто поступает совсем наоборот, о попытке взрослого указать на несправедливость ребенка встречают отпор со стороны последнего. Как известно, «сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Одним из главных уроков сказки является то, что в ней в «чистом» виде представлены противоположные эталоны человеческих поступков и качеств: добро и зло, честность и лицемерие, благородство и низость, верность и предательство, ум и глупость.

Сказка – первое художественное произведение, позволяющее ребенку переживать чувство сопричастности горю и радости героев, ненавидеть жадность и вероломство, страстно желать победы и добра, она расширяет нравственный опыт ребенка. Эмоциональное восприятие происходящих в сказке событий делает ее героев любимыми или презираемыми и вполне реальными существами, поступки которых можно проецировать на собственную жизнь. Этим и воспользовались психологи, строя формирующие опыты.

Детям, которые отличались особой жадностью и равнодушием к сверстникам, предложили оценить свои действия исходя из сравнения их с поведением хорошо всем известных персонажей – Буратино и Карабаса Барабаса. Предварительные расспросы показали, что дети считают Буратино хорошим, добрым, способным делить игрушки только справедливо. Карабас Барабас же, по их мнению, всегда забирает себе все самое лучшее. Простой вопрос взрослого, заданный ребенку после несправедливой дележки: «Как ты разделил игрушки, как Буратино или как Карабас Барабас?» - повергал его смущение. Неожиданно всем своим существом малыш понимал, что поступил плохо и как бы сравнялся с отвратительным Карабасом Барабасом, но признаться в этом было выше его сил. Ребенок опускал голову, старался уйти от ответа, но по его поведению было видно, что ответ этот для него ясен.

Многие дети после такого испытания резко меняли свое поведение, начинали отдавать сверстникам столько же игрушек, сколько брали себе, а иногда и больше, подчеркивая при этом, что они делят, так как делил бы Буратино. Им очень нехотелось быть похожим на Карабаса Барабаса, образ которого эмоционально неприемлем для ребенка, это желание сделало их поведение осознанным и произвольным.

Малыш должен знать, что родные и близкие любят его не смотря ни на что, ждут от него только хорошего, верят в его доброту, но отдельные его поступки могут их огорчать. Это поможет ребенку стать лучше на самом деле. Нельзя без конца говорить ребенку: «Ты злой», «Ты гадкий», «Я тебя не люблю». Разговаривать с ним нужно деликатно и уважительно. Не уважая и не любя своего малыша, вы не сможете воспитать в нем эти качества.

И у родителей и у воспитателей общая задача – сделать детей счастливыми, создать атмосферу радости, обеспечить право ребенка на выдумку, шутку, веселье. Только в такой атмосфере может формироваться полноценная личность.Хочу такой сайт

Составитель: Озорнина Н.В., воспитатель.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 23.10.2018

Дата обновления: 23.10.2018

Дата публикации: 01.01.2017

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».