25.01.2022
Артикуляционная
гимнастика – это комплекс упражнений, одни из которых помогают улучшить подвижность
органов артикуляции, другие – увеличить объем и силу движений, третьи
вырабатывают точность позы губ, языка, необходимую для произношения того или
иного звука.
Цель
артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений артикуляционных
органов, необходимых для правильного произношения звуков и объединение простых
движений в сложные артикуляционные уклады. Необходимо вырабатывать следующие
качества у детей: точность, плавность, силу, темп, переключаемость движений.
Причины, по
которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:
1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной
гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут
научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения
смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнет заниматься логопед: их мышцы
будут уже подготовлены.
3. Очень часто ребенок не может произнести звук из-за
слабых мышц губ, щек и языка. Тогда нужны укрепляющие упражнения.
4. Некоторые дети не могут быстро перейти с одного
звука на другой. Для них тоже есть специальные упражнения на переключения.
Важное
условие эффективности гимнастики – регулярность.
Упражнения
артикуляционной гимнастики делятся на три группы:
Упражнения для язычка – развивают подвижность языка,
ребенка учат делать язык широким и узким, убирать язык за нижние зубы,
поднимать к верхним зубам;
Упражнения для губ – ребенок учится вытягивать и
округлять губы, растягивать их в улыбке;
Упражнения для нижней челюсти – удерживать челюсть в
определенном положении.
Начинайте с
упражнений для губ и щек.
Слоник – губы округлить и вытянуть вперед, как хобот у
слоника;
Хрюшка – губы вытянуть трубочкой и двигать ими в
стороны, вверх – вниз, вращать по кругу;
Уточка – вытянуть губы «клювиком», взять их большими
пальцами снизу, а указательными сверху и массировать, оттягивая вперед;
Хомячок – щеки сначала
надуть – сытый хомячок, потом втянуть – голодный;
Шарик – щеки надуть и хлопнуть по ним кулачками –
лопнул шарик.
Статические
упражнения для язычка.
Блинчик –
широкий язык лежит на нижней губе;
Иголочка – рот открыт, узкий
язык вытянуть вперед;
Сердитая кошка – рот открыт, кончиком языка опереться
за нижние зубы, спинку языка поднять вверх;
Грибок – рот открыт, язык прижат, как бы обтекает
небо.
Динамические
упражнения для язычка.
Тик – так – рот приоткрыт, кончиком языка достаем
уголки губ;
Чистим зубки – рот открыт, круговые движения языком
поверх зубов, и движения из стороны в сторону;
Катаем мячик – рот закрыт, кончик языка упирается то в
одну щеку, то в другую;
Лошадка – цокать языком, для этого сначала присосать
язык к небу, затем резко оторвать его, получиться характерный цокающий звук.
Выполнять медленно;
Гармошка – рот открыт, язык плотно прижат к небу,
оттянуть вниз нижнюю челюсть, не отрывая языка от неба;
Оближи варенье – кончиком языка облизать верхнюю губу
сверху вниз, потом облизать верхнюю губу слева направо, и нижнюю справа налево;
Накажем язычок (месим тесто) – широкий язык лежит на
нижней губе; верхней губой шлепать по язычку – пя-пя-пя.
Упражнения
для нижней челюсти.
Корова жует травку – совершать жевательные движения,
одновременно двигая нижней челюсть влево - вправо;
Экскаватор – медленно опускать нижнюю челюсть,
задержаться на 5 секунд, потом также медленно поднимать с сопротивлением;
Акула охотиться – челюсть опустить вниз – влево. Вниз
– закрыть рот.
Артикуляционная гимнастика является важной частью
занятий с детьми. Благодаря этой гимнастике, у воспитанников закрепляются
основные движения органов артикуляционного аппарата, тем самым создается основа
для правильного звукопроизношения, правильной речи ребенка.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 25.01.2022
Дата обновления: 25.01.2022
Дата публикации: 25.01.2022