25.01.2022
Источником образования звуков речи
является воздушная струя, выходящая из лёгких через гортань, глотку, полость
рта или носа наружу.
Правильное речевое дыхание
обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержания
нормальной громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи
и интонационной выразительности.
Нарушения речевого дыхания могут быть
следствием общей ослабленности, аденоидных разращений, различных сердечно-сосудистых
заболеваний и т. д.
Малыши, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило,
говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном
расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы
вынуждены добирать воздух. Часто такие дети недоговаривают слова и нередко в
конце фразы произносят их шёпотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они
вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечёткой, судорожной, с
захлёбыванием. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе,
без соблюдения логических пауз.
- Выполняйте
упражнения в проветренном помещении или на улице (в теплое время года).
- Вдох
надо делать через нос, плечи не поднимать.
- Следить,
чтобы, выдыхая воздух, ребёнок не надувал щёки. (Если это происходит, взрослый
может придерживать их пальцами.)
- Выдох
должен быть длительным, плавным.
- Важно, чтобы
ребёнок дул с силой (а не просто выдыхал). Воздушная струя должна быть узкая,
холодная. Если воздушная струя тёплая, рассеянная и слышится звук, похожий на
[значит, ребёнок дует неправильно.
- Не переусердствуйте! Достаточно 3—5 повторений. Многократное
выполнение дыхательных упражнений может привести к головокружению.
- После
каждого упражнения давайте ребёнку отдохнуть.
Координация
ротового и носового дыхания
Цель: Учить ощущать разницу в направлении воздушной
струи. Учить правильно регулировать воздушную струю.
1. Вдох и выдох через нос. Вдох – глубокий, выдох
длительный, плавный.
2.Вдох через нос, выдох через рот.
3. Вдох через рот и выдох через нос.
4. Вдох и выдох через рот.
5.
Комбинированный вдох
Вдох через нос – задержка дыхания – выдох через нос.
Вдох через нос – задержка дыхания – выдох через рот.
Упражнение «Вдох- выдох»
Носом вдох, а выдох ртом
Вдохнули ртом и выдох ртом,
Дышим глубже, а потом........
Игры и
упражнения на развитие речевого дыхания без участия речи
Цель: Развитие длительного, плавного выдоха, активизация
мышц губ.
Упражнение «Снежинки»
Выполняется стоя. Держа в руках кусочки ваты,
произвести вдох и подуть на вату (выдох). Струя длинная и холодная, не надувая
щек при выдохе.
Упражнение «Надуй шарик»
Выбрать удобную позу (сидя, стоя), положить одну руку
на живот, другую-сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Сделать глубокий вдох
через нос (живот при этом немного выпячивается вперёд, а нижняя часть грудной
клетки расширяется, что контролируется правой или левой рукой). После вдоха
сразу произвести свободный, плавный выдох (живот и нижняя часть грудной клетки
принимают прежнее положение).
«Мыльные пузыри»
Цель: развитие длительного, плавного и сильного выдоха, активизация мышц
губ.
«Бабочка – лети»
Цель: развитие длительного, плавного и сильного выдоха.
Родитель подносит ребенку листочек с лежащей на нем бабочкой
(листок из зеленого картона, легкая бабочка из кальки, привязана ниточкой к
листочку). Ребенок должен плавно выдохнуть, так, чтобы бабочка плавно слетела с
цветка, а не резко или рывками.
«Самый быстрый карандаш»
Цель: развитие длинного и
плавного выдоха.
Оборудование: цветные
карандаши с гладкой или ребристой поверхностью.
Ход игры: перед ребенком, сидящим за столом на расстоянии 20 см кладем карандаш. Сначала сами показываем ребенку как дуть на карандаш, чтобы он укатился на противоположный край стола. Можно поиграть в эту игру вдвоем сидя друг напротив друга и перекатывать карандаш друг другу.
Вот такие игры и упражнения помогут вам развить у детей правильное дыхание, сформировать сильную воздушную струю, которая необходима для произношения многих звуков, а еще доставят детям положительные эмоции.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 25.01.2022
Дата обновления: 25.01.2022
Дата публикации: 25.01.2022