08.02.2022
Каждый ребенок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность ребенку достигать больших высот в своем развитии. Одаренность представляет собой системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Стоит обратить внимание на сложность проблемы «одаренный ребенок», т.к. одаренность конкретного ребенка в значительной степени считается условной характеристикой. Не исключено, что признаки одаренности, проявляемые в дошкольном детстве, могут постепенно «угаснуть», и наоборот, одаренность может проявиться на новых этапах. Поэтому более целесообразно и верно с психолого-педагогической позиции в практической работе с одаренными дошкольниками вместо понятия «одаренный ребенок» применять понятие «признаки одаренного ребенка» или «ребенок с признаками одаренности». В большинстве концепций одаренности выделяются несколько факторов: когнитивный, личностный, творческий и др. При этом особо подчеркивается роль творческих возможностей и способностей ребенка, определяемых как креативность. Она проявляется в мышлении, общении, различных видах деятельности и характеризует личность в целом или отдельные способности.
Современная педагогическая наука,
смотрящая на образование, как на воспроизведение духовного потенциала человека,
располагает разнообразными сферами образовательного воздействия на ребенка.
Сфера искусства рассматривается как пространство, способствующее формированию
социально-эстетической активности личности. По мнению современных ученых,
педагогов, психологов, исследующих проблемы дошкольного образования, раскрытию
внутренних качеств личности и самореализации ее творческого потенциала в
наибольшей степени способствует синтез искусств. Этот взгляд на воспитание
ребенка сделал актуальной проблему образования и воспитания дошкольников
средствами театрального искусства, позволяет
обратиться к театрализованной деятельности, не только как к
самостоятельному разделу художественного воспитания детей, но и как к мощному
синтетическому средству развития их творческих способностей. Ведь искусство
театра представляет собой органический синтез музыки, танца, живописи,
риторики, актерского мастерства, сосредотачивает в единое целое средство
выразительности, имеющееся в арсенале отдельных искусств, и, тем самым, создает
условие для воспитания целостной одаренной личности.
Театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая
возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой
направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные
идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа. У них
развивается творческое воображение, ассоциативное мышление. Творческие
проявления детей в театрализованной деятельности являются важным показателем
развития ребенка. Основы творческой инициативы закладываются в детстве, поэтому
очень важно создать в детском коллективе атмосферу выражения чувств и мыслей,
поощрять желание детей быть непохожими на других, разбудить их фантазию,
попытаться максимально реализовать их творческую индивидуальность. В процессе театрализованной деятельности дети
чувствуют себя раскованно, свободно и естественно. Дети с признаками творческой
одаренности, проявляют себя в
наблюдательности, в зорком схватывании сходства и характерных черт, в необыкновенно
развитом инстинкте подражания. Указанные особенности ребенка – эмоциональность
и подражание являются основой развития творческих способностей детей.
Театрализованная деятельность – самый
распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, потому
что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни
ребенку хочется воплотить в живые образы и действия, это самый доступный вид искусства для
детей, раскрывающий духовный и творческий потенциал ребенка и реальную
возможность адаптироваться в социальной среде.
Важным аспектом деятельности педагога в
приобщении ребенка к театрализованным играм является постепенное расширение
игрового опыта за счет освоения разновидностей театра. Основными требованиями к организации
театрализованной деятельности дошкольников являются: содержательность, и
разнообразие тематики; постоянное включение театрализованных игр в жизнь детей,
максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр;
сотрудничество детей со взрослыми на всех этапах подготовки представлений,
драматизации, театральных игр. Для обеспечения развития детей средствами
театрализованной деятельности была разработана программа « Мир театра» и организована кружковая работа
Цель: формирование интереса к театрализованной
деятельности, развитие детей с
признаками одаренности средствами театрального искусства.
Задачи кружковой работы:
1. Применять индивидуальный подход в
развитии детей средствами
театрализованной деятельности, выявление детей с высоким уровнем артистических
способностей.
2. Способствовать развитию интереса к
театрализованной деятельности.
3. Приобщить детей к театральной
культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории,
устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.
4. Развить у детей интерес к
театрально-игровой деятельности.
5.Воспитывать устойчивый интерес к
театрализованной деятельности, к
художественной литературе, в том числе сказке.
Работа по развитию творческой одаренности
детей основывается на принципах:
- принцип развития детского творчества, воображения на всех этапах обучения и воспитания дошкольников. Важность его обусловлена тем, что творчество – наиболее содержательная форма психической активности, в которой эмоциональная насыщенность процесса детского творчества влияет на структуру личности ребенка;
-
принцип систематичности и последовательности.
Для полноценного развития детей
средствами театрализованной деятельности необходимо соблюдение системности,
непрерывности всего материала и повторение его на последующих занятиях;
- принцип индивидуальности. Для
осуществления индивидуального подхода к детям разного возраста и пола выявление
детей с высоким уровнем артистических способностей;
- принцип доступности. Доступность
означает, что изучаемый материал должен быть легким, гарантирующим свободу в
обучении и одновременно трудным, чтобы стимулировать мобилизацию сил
занимающихся;
-
принцип наглядности. Обязывает строить процессы занятий с широким
использованием всех видов наглядности: зрительной, звуковой, двигательной;
- принцип сознательности и активности.
Предполагает формирование у детей устойчивого интереса к освоению нового
материала, привития навыков самоконтроля в процессе занятий, развитие сознательности,
инициативы и творчества;
– принцип оптимального педагогического
взаимодействия, сотрудничества с родителями. Диагностическую работу по изучению способностей детей к творчеству
важно осуществлять во взаимодействии с педагогами и родителями. Роль
воспитателя здесь трудно переоценить. Ведь воспитатель осуществляет руководство
разными видами деятельности дошкольников, есть возможности для изучения
эмоционального благополучия, внутреннего душевного комфорта дошкольников – их
психологического здоровья.
В работе с детьми младшего дошкольного возраста используются
методы, взаимодополняющие друг друга: это наблюдение, беседа, обобщение опыта
воспитательной работы. Один из главных методов по выявлению признаков детей с
признаками творческой одаренности – метод наблюдения. Как правило, творчески одаренным детям свойственно
относительно легкое, быстрое усвоение доступных для них этических норм
поведения, положительных социально-эмоциональных качеств. Ценные данные дает наблюдение за общением
дошкольников в процессе их ведущей деятельности – игры. Оценка степени выраженности
у дошкольников коммуникативных качеств и умений, проявляемых в ходе игры,
позволяет расширить и углубить представления и знания о коммуникативной
компетентности своих воспитанников, как развиты их социальные способности.
Методы в
работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, это показатели
развития личности, в том числе самооценки, самоуважения, притязаний ребенка,
которые могут дать немало ценной информации.
Все
занятия программы носят творческий
характер, с учетом интеграции образовательных областей.
Развивает
уверенность в своих силах и творческих возможностях.
Способствует
снятию детских страхов.
Учит
детей свободно выражать свой замысел.
Побуждает
детей к творческим поискам и решениям.
Развивает
мелкую моторику рук.
Развивает
творческие способности, воображение и
полёт фантазии.
Система работы построена с учетом смены
деятельности, насыщена игровыми приемами, поэтому исключает переутомление
детей. Занятия проходят свободной форме. Можно расположиться на ковре, что
способствует созданию спокойной домашней атмосферы, свободно передвигаться в ходе игр-драматизаций, подвижных игр. Расположение детей в течение
занятия меняется несколько раз. Такая организация занятий детей дает простор
для выдумок и творчества, позволяет им быть свободными. Используется
разнообразный познавательный и развивающий наглядный материал.
Учебно-воспитательный
процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ
зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление
знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно
отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у детей
дошкольного возраста. Методика выстраивается в контексте разных видов
художественной деятельности: рисование, конструирование, чтение художественной
литературы. Театрализованные игры включают в себя беседы по тематике,
знакомство детей с культурным наследием русского народа, формирование любви к
фольклору, традициям народных
праздников. Сказки раскрывают ребенку
мир взрослых, будят его фантазию, развивают воображение, знакомят с героями
этнических произведений.
В ходе
театрализованной деятельности,
наблюдается повышение творческой одаренности у детей, а также
значительное повышение интереса детей творческой деятельности.
Дети
высказывают разные мнения по поводу
конкретной ситуации, способны по-разному подойти к проблеме или к использованию
материалов, изобретательны в творческой деятельности.
Также
избирают средства общения, нацеленные преимущественно на мирное урегулирование
конфликта: смягчение противостояния, учитывая интересы «детского общества»; при
урегулировании напряженной обстановки проявление находчивости в поисках путей
позитивного разрешения конфликта; прекращение ссоры, поиск наиболее адекватных
путей её разрешения.
Выступление
перед аудиторией у детей формируется уверенность в себе, опыт социальных навыков
поведения, способствует развитие у дошкольников всех компонентов речи.
Таким образом, работа по театрализованной
деятельности позволяет решить многие педагогические задачи, касающиеся развитию
творческих способностей детей. Дети намного лучше чувствуют образ героев
сказок, понимают оттенки и нюансы выражений лица, а также жесты и движения
другого человека. Умеют использовать приобретенные знания об эмоциональном
состоянии героев сказок, откликаются на содержание прочитанных сказок и
исполняют игровые действия. Дети раскрепощаются, становятся активными
участниками на праздниках и развлечениях, используют умения и навыки,
приобретенные на занятиях в самостоятельной деятельности.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 08.02.2022
Дата обновления: 08.02.2022
Дата публикации: 08.02.2022
Copyright © 08.02.2022 Кузнецова Ольга Владимировна