29.03.2022
Фонематический слух представляет собой
умение различать звуки речи, что является основой для понимания смысла
сказанного. При несформированности фонематического слуха ребенок воспринимает
(запоминает, повторяет, пишет) не то что ему сказали, а то что он услышал
(иногда точно, а порой очень приблизительно). «Игла» превращается в «мглу»,
«лес» в «лист» или «лису».
Родители часто жалуются – у моего ребенка
«каша во рту», он пропускает или заменяет звуки и слоги в словах – виновником
подобных нарушений может быть неразвитый фонематический слух.
Как правильно развивать фонематический
слух?
1. Первый этап развития фонематического
слуха – развитие восприятия не речевых звуков (звуки природы, голоса
животных, бытовых предметов и т. д.)
Ребенок может научиться говорить и
мыслить, только воспринимая и узнавая природные, бытовые и музыкальные шумы,
голоса животных, птиц и людей. При этом различение неречевых звуков должно
обязательно сопровождаться развитием чувства ритма.
Чтобы образ предмета, издающего звук,
был более полным, и ребенок мог догадаться о нем по ситуации, предмет этот
нужно рассматривать, если возможно трогать, брать в руки.
Кроме того, полезно выполнять упражнения
с закрытыми глазами, анализировать шумы только на слух, без опоры на зрение.
Обычно работу следует начинать с наиболее элементарных видов различения:
«тихого-громкого», «быстрого-медленного», выбирая контрастные по ритмической
структуре музыкальные фрагменты.
Игры для развития фонематического слуха:
«Узнай, что звучит» Ставить детям
неречевые звуки, дети должны узнать, что звучит.
- скрип двери
- звук разрывания бумаги
- зажигание спички
- звук открытия бутылки
- звук принтера
- набор номера со старого телефона
-звук фена
2 этап – развитие речевых звуков.
Игра "Правильно-неправильно".
1 вариант. Показывать ребенку картинку и
громко, четко называет то, что на ней нарисовано, например: "Вагон".
Затем объясняет: "Я буду называть эту картинку то правильно, то
неправильно, а ты внимательно слушай. Если я ошибусь - хлопни в ладоши. Пример:
Пагон, багон, Вагон, дагон и т. д.
2 вариант. Если ребёнок услышит
правильное произношение предмета, изображённого на картинке, он должен поднять
зелёный кружок, если неправильно – красный.
Баман, паман, банан, банам, ваван,
даван, баван.
Витанин, митавин, фитамин, витаним,
витамин, митанин, фитавин.
Игра «Слушай и выбирай».
Перед ребенком картинки с предметами,
названия которых близки по звучанию:
рак, лак, мак, бак
сок, сук
дом, ком, лом, сом
коза, коса
лужи, лыжи
мишка, мышка, миска
Называете 3-4 слова в определенной
последовательности, ребенок отбирает соответствующие картинки и расставляет их
в названном порядке.
Игра «Поймай звук». «Поймай песенку»
Хлопнуть в ладоши, если в слове слышится
звук «м».
Мак, лук, мышка, кот, сыр, мыло, лампа.
Игра «Найди место звука в слове».
Цель: Упражнять детей в нахождении места
звука в слове.
Оборудование. Карточки со схемами
расположения места звука в словах.
Ход игры: Каждый ребенок получает
карточку. Показывать картинки и называет слова. Если заданный звук слышится в
начале слова, надо поставить фишку в первую клеточку. Если звук слышится в
середине слова, фишку надо поставить во вторую клеточку. Если звук в конце слова,
фишку ставят в третью клеточку.
Игра «Придумать слова с заданными звуками»
1. Назвать посуду, цветы, животных,
игрушки, которые начинаются с заданного звука.
2. По сюжетной картинке подобрать слова,
которые начинаются с заданного звука.
Материал подготовила: Н.А. Капустина, учитель-логопед
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 29.03.2022
Дата обновления: 29.03.2022
Дата публикации: 29.03.2022