15.04.2022
Дошкольный возраст — время, когда
закладываются знания, воспитывается характер, формируются привычки. Привитие
и закрепление полезных навыков определяет личностные качества
подрастающего человека. Вовремя сформированные КГН способствуют правильному
поведению человека в быту и общественных местах. Начальные
представления о КГН малыш получает в семье. Развивая
культурно-гигиенические навыки в младшей группе, педагог формирует
в представлении воспитанников основы здорового образа жизни. Формирование
КГН в ДОУ реализуется в соответствии с ФГОС, имея как конечный
результат охрану здоровья. Единство требований в ДОУ и в семье
приводит к закреплению полезных привычек. Самым главным приемом
образования был и остается пример взрослого. В раннем возрасте дети
часто копируют их поведение. Если ребенок видит, что мама с папой
по утрам умываются, чистят зубы, то он тоже захочет это делать.
Можно использовать объяснение.
В 2-3 года не все дети могут формулировать вопросы, поэтому
взрослые сами могут разъяснять причины действий. «Ручки нужно мыть, чтобы быть
здоровым. На грязных ручках живут микробы, они плохие».
Чтобы формировать навыки
самообслуживания, используют игровые воспитывающие ситуации. Начав рассказывать
ребенку сказку, по ходу совершают гигиенические процедуры. «Жили —
были ножки, бегали они по дорожке, испачкались. Прибежали ножки
к кроватке, хотели отдохнуть, а кроватка не разрешает грязным
ножкам лежать на чистой простынке». Увлеченный рассказом ребенок
с удовольствием пойдет купаться перед сном.
Стимулирование дошкольника
на объяснение и закрепление знаний — хороший метод. Такое
упражнение как «Научим Зайку вытирать ротик салфеткой», закрепит навыки
поведения за столом. Если взрослые заметили, что малыш сам разделся,
сложил одежду в нужное место, его нужно похвалить. Поощрение — мощный
двигатель воспитательной деятельности.
Ненавязчивый контроль на первых
порах необходим. «Чья-то кофточка плачет. Наверное, она упала
со стульчика». Дети еще ко всему относятся, как к сказке,
и склонны поддерживать игру взрослого.
Формирование навыков самообслуживания
у детей раннего возраста начинается с соблюдения режима дня.
Наблюдения показывают, что дети, соблюдающие режим дня, более жизнерадостные,
работоспособные и развитые. Организм ребенка, привыкшего в одно время
есть, спать, играть, через определенный период времени сам начинает готовиться
к предстоящей деятельности. Родителям рекомендуется использовать период
«я сам» для обучения полезным навыкам. Необходимо поощрять
самостоятельность, не делать все за малыша, готовить его
к взрослой жизни. Если малыш проявил инициативу и сам натянул шапку,
лучше его похвалить, даже когда она одета задом наперед. Нельзя говорить, что
он неправильно оделся, надо придумать причину перевернуть головной убор:
прицепить брошку, значок на переднюю часть, чтобы малыш лучше
ориентировался.
Формирование КГН — процесс не
быстрый. Постепенное приучение к самообслуживанию помогает
воспитанников самоутвердиться, почувствовать себя старше. Если поддерживать
постоянный интерес к занятиям по формированию КГН, то полезные
навыки превращаются в привычку.
Материал подготовила воспитатель Калянова Е.Е.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 15.04.2022
Дата обновления: 15.04.2022
Дата публикации: 15.04.2022