29.08.2022
С чего начинается слово? Конечно, со
звука. Точно также осознанная речь ребёнка начинается со звукоподражаний. Произнесение звукоподражаний способствует тренировке артикуляционного аппарата, даёт
возможность соотносить слово и предмет, который оно называет, а, следовательно, ускоряет переход к полноценной речи.
Сначала этот процесс напоминает эхо:
взрослый говорит — ребёнок повторяет за ним.
Чтобы повторение было осознанным, необходимо заниматься этим в процессе игры или практической
деятельности малыша.
Прежде чем развивать речевое
подражание, следует учить подражанию
в целом, т.е. научить малыша подражать
движениям рук, ног, головы, а также действиям
с предметами. Хорошо развивают подражательные способности регулярные занятия
пальчиковыми играми.
Если ваш малыш научился подражать вашим
движениям и действиям, то можно переходить к речевому подражанию:
1) Вначале работаем над гласными.
- Девочка качает куклу:
«А-а-а!». Одновременно имитируем укачивание куклы. Обращаем внимание ребёнка на свой рот,
показываем, как нужно открывать рот, когда поём.
- У мальчика болит ухо: «О-о-о!». Прижимаем ладошку к уху и качаем головой.
- Показываем игрушечную лошадку: «И-и-и!». Обращаем внимание малыша, что губы растянуты в улыбку.
-
Гудит пароход:
«У-у-у!». Демонстрируем, как губы вытянуты трубочкой.
2) Далее отрабатываем слияния
гласных звуков.
- Маша заблудилась в лесу: «Ау! Ау!».
-
Ребёнок плачет:
«Уа! Уа!».
-
Показываем ослика,
говорим: «Иа! Иа!».
3)
Переходим к произнесению согласных звуков, которые имеют
определённый смысл.
- Чайник кипит: «П-п-п!». Давай попыхтим также.
-
Качаем колесо:
«С-с-с». Руками показываем, как работаем насосом.
- Деревья шумят: «Ш-ш-ш».
Поднимаем руки, качаем
ими из одной стороны в другую.
- Показываем пилу (картинку
или игрушку): «Сь-сь-сь». Выполняем движения вперёд-назад ребром ладони или игрушечной пилой.
-
Поёт комар: «З-з-з». Указательным пальцем рисуем в воздухе круги.
- Поёт жук: «Ж-ж-ж». Можно предложить посоревноваться с крохой, чей жук дольше пожужжит.
-
Греем ручки:
«Х-х-х». Показываем, как дышать на руки.
-
Ёжик фыркает:
«Ф-ф-ф». Предлагаем пофыркать, как ёжики.
4) Далее – звукоподражательные слоги и слова.
Подражание голосам животных (самая
любимая тема у всех детей):
собака – гав, коза – ме-е, лягушка
– ква, кукушка – ку-ку, мышка – пи-пи
и т.д.
•
Произнесение междометий: мяч упал – ах, чашка разбилась – ох, папа делает зарядку
– ух!
•
Подражание бытовым
шумам:
часы тикают – тик-так, вода капает – кап-кап, малыш топает – топ-топ, ножницы
режут – чик-чик и т.д.
•
Подражание транспортным шумам:
машина – би-би,
поезд – ту-ту,
паровоз – чух-чух и т.д.
•
Подражание музыкальным звукам:
песенка – ля-ля-ля,
колокольчик – динь-динь,
барабан – бом-бом, дудочка – ду-ду
и
т.д.
Работая над звукоподражаниями, родителям необходимо помнить:
1. Разучивать звукоподражания необходимо в игре.
2. Использовать картинки или игрушки.
3. Артикуляция должна быть чёткой, ребёнок
должен видеть движения
органов артикуляции взрослого.
4. Речь взрослого должна
быть правильной и эмоциональной.
5. Слова и фразы нужно произносить неоднократно.
6. Закрепляем изученные звуки во время прогулки на улице.
Видим кошку, напоминаем: «Мяу», поехала машина, напоминаем «Би-би».
7. Также закрепляем при чтении книг и рассматривании иллюстраций к ним.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 29.08.2022
Дата обновления: 29.08.2022
Дата публикации: 29.08.2022