Речь начинается со звукоподражаний

29.08.2022

С чего начинается слово? Конечно, со звука. Точно также осознанная речь ребёнка начинается со звукоподражаний. Произнесение звукоподражаний способствует тренировке артикуляционного аппарата, даёт возможность соотносить слово и предмет, который оно называет, а, следовательно, ускоряет переход к полноценной речи.

Сначала этот процесс напоминает эхо: взрослый говорит — ребёнок повторяет за ним. Чтобы повторение было осознанным, необходимо заниматься этим в процессе игры или практической деятельности малыша.

Прежде чем развивать речевое подражание, следует учить подражанию в целом, т.е. научить малыша подражать движениям рук, ног, головы, а также действиям с предметами. Хорошо развивают подражательные способности регулярные занятия пальчиковыми играми.

Если ваш малыш научился подражать вашим движениям и действиям, то можно переходить к речевому подражанию:

 

1)  Вначале работаем над гласными.

-     Девочка качает куклу: «А-а-а!». Одновременно имитируем укачивание куклы. Обращаем внимание ребёнка на свой рот, показываем, как нужно открывать рот, когда поём.

-   У мальчика болит ухо: «О-о-о!». Прижимаем ладошку к уху и качаем головой.

-    Показываем игрушечную лошадку: «И-и-и!». Обращаем внимание малыша, что губы растянуты в улыбку.

-   Гудит пароход: «У-у-у!». Демонстрируем, как губы вытянуты трубочкой.

 

2)  Далее отрабатываем слияния гласных звуков.

-   Маша заблудилась в лесу: «Ау! Ау!».

-   Ребёнок плачет: «Уа! Уа!».

-   Показываем ослика, говорим: «Иа! Иа!».

 

3)          Переходим к   произнесению                   согласных            звуков, которые                имеют определённый смысл.

-   Чайник кипит: «П-п-п!». Давай попыхтим также.

-   Качаем колесо: «С-с-с». Руками показываем, как работаем насосом.

-     Деревья шумят: «Ш-ш-ш». Поднимаем руки, качаем ими из одной стороны в другую.

-     Показываем пилу (картинку или игрушку): «Сь-сь-сь». Выполняем движения вперёд-назад ребром ладони или игрушечной пилой.

-   Поёт комар: «З-з-з». Указательным пальцем рисуем в воздухе круги.

-     Поёт жук: «Ж-ж-ж». Можно предложить посоревноваться с  крохой, чей жук дольше пожужжит.

-   Греем ручки: «Х-х-х». Показываем, как дышать на руки.

-   Ёжик фыркает: «Ф-ф-ф». Предлагаем пофыркать, как ёжики.

 

4)  Далее звукоподражательные слоги и слова.

               Подражание голосам животных (самая любимая тема у всех детей):

собака гав, коза ме-е, лягушка ква, кукушка – ку-ку, мышка пи-пи и т.д.Хочу такой сайт

    Произнесение междометий: мяч упал ах, чашка разбилась ох, папа делает зарядку ух!

  Подражание бытовым шумам:

часы тикают тик-так, вода капает кап-кап, малыш топает топ-топ, ножницы режут чик-чик и т.д.

  Подражание транспортным шумам:

машина би-би, поезд ту-ту, паровоз – чух-чух и т.д.

  Подражание музыкальным звукам:

песенка ля-ля-ля, колокольчик динь-динь, барабан бом-бом, дудочка ду-ду

и т.д.

 

Работая над звукоподражаниями, родителям необходимо помнить:

1.  Разучивать звукоподражания необходимо в игре.

2.  Использовать картинки или игрушки.

3.    Артикуляция должна быть чёткой, ребёнок должен видеть движения органов артикуляции взрослого.

4.  Речь взрослого должна быть правильной и эмоциональной.

5.  Слова и фразы нужно произносить неоднократно.

6.  Закрепляем изученные звуки во время прогулки на улице. Видим кошку, напоминаем: «Мяу», поехала машина, напоминаем «Би-би».

7.  Также закрепляем при чтении книг и рассматривании иллюстраций к ним.

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 29.08.2022

Дата обновления: 29.08.2022

Дата публикации: 29.08.2022

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».