Звуковое несовершенство детской речи у детей с ОВЗ
26.09.2022
Речь маленьких детей в период ее
формирования всегда отличается недостатками звукопроизношения. Прежде всего,
это вызвано недостаточным развитием движений органов артикуляционного аппарата:
языка, губ, мягкого нёба, нижней челюсти.
Второй причиной является
недостаточная сформированность речевого, или фонематического слуха, то есть
способности воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи
(фонемы).
Поэтому к началу
дошкольного возраста, хотя ребенок уже в значительной степени овладевает речью,
она еще недостаточно ясна и чиста по звучанию.
Понятно, что дети
отличаются друг от друга как по степени развития фонематического восприятия,
так и по развитию моторики речевого аппарата. Некоторым детям легко даются
артикуляционные движения, и они с одного показа и объяснения могут усвоить
произношение прежде недоступного для них звука. Другие плохо владеют своими
речевыми органами, и нужна длительная тренировка для того, чтобы ребенок смог
выполнить необходимое артикуляционное движение.
Большинство согласных
звуков дошкольники произносят при широко распластанном языке, при этом выдох
производится через рот по средней линии языка.
Неправильное положение
языка изменяет направление выдыхаемой воздушной струи и приводит к искаженному
произношению звуков.
Звуковое несовершенство детской речи объясняется
возрастными и физиологическими особенностями каждого ребенка.
Ребенок пятого года жизни правильно произносит всю
группу свистящих звуков в открытых слогах (сова, лиса, коза, зима, цыпленок),
но в то же время может опускать их в сочетании с другими согласными звуками
(снег-нег, костер- котёль, звонок-вонок, ) Иногда ребенок опускает другой
согласный звук (змей-зей).
Некоторые дети не различают звуки [с] и [ц] и
заменяют их на [с] цветы-светы,
цапля-сапля.
В этом возрасте ребенок еще не всегда может
правильно произнести шипящие звуки [ш], [ж], [ч], [щ] и часто заменяют их
свистящими (в основном уже твердыми [с], [з], [ц] - ножик-нозык, ключ-клюц).
Сонорные [р],
[р], [л] ребенок может заменять
звуком [л] реже [й]: работа-лябота, река-лека, юла-юля, лампа-лямпа,
карандаш-каяндас, устал-устай. При этом, как правило, он правильно сохраняет
слоговую структуру в двух- и трехсложных словах.
В некоторых словах, особенно труднопроизносимых,
ребенок опускает или переставляет не только звуки, но и целые слоги, например,
он может произнести слово пингвин как пигин, ножницы как нозицы, автомобиль как
амабиль, магазин как гамазин, температура как тематура.
Однако все эти возрастные несовершенства в процессе коррекционных занятий общего и
речевого развития постепенно исчезают.
Формирование
правильной речи у малыша и работа над
устранением возникших дефектов – серьезное и ответственное задание.
Совместно с специалистом вы обязательно
добьетесь
замечательных результатов,
и ваш малыш будет разговаривать чисто,
четко и внятно.
Материал подготовила: Е.Г.Черникова, учитель-логопед.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 04.10.2022
Дата обновления: 04.10.2022
Дата публикации: 26.09.2022