09.11.2022
Написали мне в тетради
Трудное заданье.
Папа с мамою сказали:
- Что за наказанье!
Успех коррекционного обучения детей с
общим речевым недоразвитием (ОНР) во многом определяется участием
родителей в комплексе психолого –
педагогических мероприятий.
Выполнение еженедельного домашнего
задания способствует наилучшему
закреплению изученного на логопедических занятиях материала и даёт возможность
свободно использовать полученные знания,
умения и навыки во всех сферах жизнедеятельности ребёнка.
Домашнее задание ребёнок выполняет в
индивидуальной рабочей тетради под
обязательным присмотром взрослого. Желательно, чтобы с ребёнком занимался
постоянно один из родителей – это помогает ребёнку и взрослому настроиться, и
придерживаться знакомых единых требований. Выполнение дома определённых видов
работы по заданию логопеда дисциплинирует вашего малыша и подготавливает к ответственному выполнению будущих школьных
домашних заданий.
Так что же логопед задаёт для выполнения
на дом?
Задания строятся на материале
лексической темы, изучаемой всю предшествующую неделю на фронтальных,
подгрупповых и индивидуальных занятиях, проводимых логопедом. Дополнительно
новый материал закрепляют воспитатели логогруппы во время проведения ежедневных
«логопедических часов», во второй
половине дня, а так же вне занятий в игровой форме, на прогулках, в свободной деятельности детей.
Задания
включают в себя основные разделы:
- артикуляционная гимнастика, включающая
упражнения, подготавливающие артикуляционный уклад для постановки отсутствующих
звуков.
В дальнейшей работе добавляются упражнения
на автоматизацию (правильное произношение поставленных звуков в слогах, словах,
фразовой и самостоятельной речи
ребёнка). Эти упражнения должны выполняться дома ежедневно от 3 до 5 раз в день. Упражнения выполняются
перед зеркалом (чтобы ребёнок мог себя контролировать). Необходимо добиваться
чёткого, точного, плавного выполнения движений.
- задание на развитие фонематического
восприятия и воспитание основ звуко -
слогового анализа и синтеза.
- серия лексико – грамматических заданий
направлена на обогащение пассивного словаря, а главное на стимулирование и
использование в активной речи ребёнка полученных знаний, путём упражнений на
словообразование, изменение по родам, числам и падежам, на согласование
прилагательных и числительных с существительными; словоизменение при помощи
приставок, суффиксов, объединение основ; подбор родственных, обобщающих и
уточняющих слов.
- задания по развитию связной речи: это построение простых и сложных
распространённых предложений с предлогами и без (по схеме); это
рассказы-описания по плану и схеме; по серии сюжетных картинок и по одной
сюжетной картине, с опорой на предметные картинки и по представлению, используя
опорные слова; пересказы и самостоятельные творческие рассказы детей; заучивание подобранных для ребёнка стихов.
- задания на развитие мелкой
моторики и подготовки руки к письму:
обведение по контуру, дорисовывание элементов, штриховка в различных
направлениях разными способами по образцу; работа с трафаретами и шаблонами;
вырезывание и вклеивание картинок; рисунки, аппликации, графические диктанты;
печатание букв, слогов, слов и предложений и небольших связных текстов.
- задания на закрепления навыков грамоты
и чтения: прочитывание слоговых таблиц, с последующим усложнением и увеличением
объёма текстов; ребусы, кроссворды и занимательные задания с изученными
буквами.
ЧТО
НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ И ПОМНИТЬ РОДИТЕЛЯМ ПРИ КОНТОРОЛЕ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ ЗАДАНИЯ
РЕБЁНКОМ ДОМА:
- Домашнее задание в индивидуальной тетради
записывает логопед. Выдаётся тетрадь воспитателями логопедической группы в
четверг или пятницу в вечерние часы.
- Домашние задания выполняются не в один
приём. А разбиваются на части (по10-15 минут работы).
Не рекомендуем выполнять задания в
воскресенье вечером перед сном. Большую пользу принесёт выполнение задания
небольшими порциями (по 2-3 упражнения): в пятницу в вечерние часы, суббота и
воскресенье в дневное время. Артикуляционная гимнастика и автоматизация звуков
выполняется ежедневно до 3-х раз в день. Остальные задания выполняются
однократно
- все задания прочитываются взрослыми
для ребёнка вслух. Эти задания ребёнок выполняет устно, а взрослый вписывает в
индивидуальную логопедическую тетрадь ответ ребёнка, не корректируя его:
сохраняя все произнесённые окончания и формы слов.
- графические задания ребёнок выполняет
самостоятельно (рисует, выполняет штриховку и пр.) но под обязательным
присмотром взрослого. Тогда рабочая тетрадь будет выглядеть аккуратно, красиво
и красочно на протяжении учебного года.
А хорошо оформленная тетрадь один из моментов педагогического и коррекционного
воздействия.
- Папку с индивидуальной рабочей
тетрадью с выполненным домашним заданием, а так же прилагающиеся альбомы
и карточки в аккуратном состоянии ребёнок приносит в детский сад в понедельник.
- Контроль за выполнением домашнего
задания позволяет поддерживать тесную взаимосвязь между логопедом,
воспитателями группы и родителями, общей целью которых является успешная коррекция речи ребёнка и
всесторонняя подготовка его к обучению в
школе; выработка психологической и
эмоциональной готовности к
усвоению новых знаний и умений; воспитание грамотной, образованной, гармонично
развитой личности.
- на протяжении всего учебного года
еженедельно по четвергам (с 12. 30 до 16.30)проводятся консультации для
родителей детей, посещающих логопедическую группу. Во время консультации
учитель – логопед покажет индивидуальные
коррекционные приёмы работы с ребёнком, отметит его успехи. Подчеркнёт
особенности прохождения коррекционного процесса, обратит внимание на вызывающие
затруднения задания и упражнения, подскажет на что необходимо обратить внимание
при выполнении домашнего задания.
ПАМЯТКА
(правила
занятий с ребёнком дома)
1-заниматься
с ребёнком дома ежедневно.
2-занятия
проводить в спокойной доброжелательной обстановке
3-время
проведения занятий 10-15 минут
4-хвалите
ребёнка за каждое, даже небольшое достижение
5-артикуляционные
упражнения выполнять перед зеркалом, чтобы ребёнок мог себя контролировать.
6-все
задания(кроме графических) выполняются устно, а взрослый вписывает ответ
ребёнка.
7-графические
задания ребёнок выполняет самостоятельно под обязательным наблюдением
взрослого.
8-
тетрадь с выполненным домашним заданием в понедельник ребёнок сдаёт воспитателю
группы, а в пятницу получает новое задание.
Уважаемые родители!
Желаем вам в работе с детьми терпения, искренней заинтересованности и успехов.