Особенности формирования ФЭМП представлений у дошкольников с ОВЗ (ЗПР)»

10.11.2022

Одной из важнейших теоретических и практических задач коррекционной педагогики является совершенствование процесса обучения детей с ЗПР в целях обеспечения наиболее оптимальных условий активизации основных линий развития, более успешной подготовки к обучению в школе.

Успешность обучения в школе во многом определяется запасом математических представлений, приобретенных детьми в дошкольный период. Вместе с тем само овладение математикой невозможно без определенного развития мыслительных операций (сравнения, обобщения, анализа, синтеза и т. д.)

Учеными установлено, что в дошкольном возрасте происходит формирование всех основных мыслительных операций, и к концу дошкольного возраста дети со своими мыслительными умениями оказываются готовыми к усвоению систематических школьных знаний.

Ученые отмечают характерные особенности, свойственные детям с ЗПР, при формировании элементарных математических представлений:

- нарушены процессы обобщения и абстрагирования, анализа и синтеза;

- наблюдается слабость мыслительных операций при выполнении элементарных математических представлений;

- трудно формируются количественные представления;

- не умеют сравнивать две группы множеств, не пользуются самостоятельно приемами наложения и приложения;

- испытывают трудности в решении задач;

- не испытывают потребности рассматривать, исследовать, оценивать предметы, их взаимное положение, количественные и пространственные отношения групп предметов;

- воспринимают величину предметов недифференцированно, т. е. ориентируются лишь на общий объем предмета, не выделяя его длину, высоту, ширину;

- не владеют приемами измерения: наложением, приложением, условной меркой;

- слабо распознают основные геометрические формы и фигуры;

- испытывают трудности в нахождении предметов заданной формы в окружающей обстановке;

- не дифференцируют объемные формы и плоскостные фигуры;

- нарушена пространственная ориентировка;Хочу такой сайт

- с трудом запоминают эталоны и меры времени.

                                                                                                                           Основными задачами коррекционной работы по передаче математических знаний (с учетом особенностей детей с ЗПР) являются:

 

развитие умения воспринимать, запоминать, различать, выделять по образцу, группировать предметы по заданному количественному признаку, отвлекаясь от других свойств  предметов, их функционального назначения и расположения, воспроизводить по подражанию, образцу и словесной инструкции изменения расположения предметов в пространстве;

- обучение детей умению сравнивать, устанавливать соответствие между элементами множеств, используя при этом практические приемы, устанавливать причинно-следственные отношения и зависимости;

формирование у детей способов усвоения общественного опыта: подражания, действия по образцу, выполнения занятий по словесной инструкции;

развитие речи, т. е. обучение употреблению в речи слов, обозначающих качественные и количественные признаки предметов, количественные отношения слов, обозначающих действия с предметами;

- установление с детьми личного эмоционального контакта, делового сотрудничества.

Основной формой работы по формированию элементарных математических представлений в группах детей с ЗПР является обучение детей на занятиях.

Эта же работа продолжается на индивидуальных занятиях с каждым воспитанником.


     Материал подготовила: Е.Г. Черникова, учитель-дефектолог   

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 10.11.2022

Дата обновления: 10.11.2022

Дата публикации: 10.11.2022

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».