10.11.2022
Одной из важнейших
теоретических и практических задач коррекционной педагогики является
совершенствование процесса обучения детей с ЗПР в целях обеспечения наиболее оптимальных условий
активизации основных линий развития,
более успешной подготовки к обучению в школе.
Успешность обучения в
школе во многом определяется запасом математических представлений,
приобретенных детьми в дошкольный период. Вместе с тем само овладение математикой невозможно без определенного
развития мыслительных операций (сравнения, обобщения, анализа,
синтеза и т. д.)
Учеными установлено, что
в дошкольном возрасте происходит формирование всех
основных мыслительных операций, и к концу дошкольного возраста дети со своими
мыслительными умениями оказываются готовыми к усвоению систематических школьных
знаний.
Ученые отмечают характерные особенности, свойственные детям с ЗПР,
при формировании элементарных математических представлений:
- нарушены процессы
обобщения и абстрагирования, анализа и синтеза;
- наблюдается слабость
мыслительных операций при выполнении элементарных математических представлений;
- трудно формируются количественные представления;
- не умеют сравнивать
две группы множеств, не пользуются самостоятельно приемами наложения и
приложения;
- испытывают трудности в
решении задач;
- не испытывают
потребности рассматривать, исследовать, оценивать предметы, их взаимное положение, количественные и пространственные
отношения групп предметов;
- воспринимают
величину предметов
недифференцированно, т. е. ориентируются лишь на общий объем предмета, не выделяя его длину,
высоту, ширину;
- не владеют
приемами измерения: наложением, приложением, условной меркой;
- слабо распознают
основные геометрические формы и
фигуры;
- испытывают трудности в
нахождении предметов заданной
формы в окружающей обстановке;
- не дифференцируют
объемные формы и
плоскостные фигуры;
- нарушена
пространственная ориентировка;
- с трудом запоминают
эталоны и меры времени.
Основными задачами коррекционной работы по передаче математических
знаний (с учетом особенностей детей с ЗПР) являются:
- развитие умения
воспринимать, запоминать, различать, выделять по образцу,
группировать предметы по заданному количественному признаку,
отвлекаясь от других свойств предметов, их функционального
назначения и расположения, воспроизводить по подражанию, образцу и словесной
инструкции изменения расположения предметов в пространстве;
- обучение детей
умению сравнивать, устанавливать соответствие между элементами множеств,
используя при этом практические приемы, устанавливать причинно-следственные
отношения и зависимости;
- формирование у
детей способов усвоения общественного опыта: подражания, действия
по образцу, выполнения занятий по словесной инструкции;
- развитие речи,
т. е. обучение употреблению в речи слов, обозначающих качественные и
количественные признаки предметов, количественные отношения слов,
обозначающих действия с предметами;
- установление с детьми личного эмоционального контакта, делового сотрудничества.
Основной формой работы по формированию элементарных математических представлений в группах детей с ЗПР является обучение детей на занятиях.
Эта же работа
продолжается на индивидуальных занятиях с каждым воспитанником.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 10.11.2022
Дата обновления: 10.11.2022
Дата публикации: 10.11.2022