17.03.2023
Путь
профилактики нарушений письменной речи будущего первоклассника должен быть
основным в решении данной проблемы и осуществляться не только силами
специалистов, но и в семье.
Развитие фонематических процессов и коррекция нарушений звукопроизношения.
1. К моменту поступления в
школу ребенок должен правильно произносить все звуки речи родного языка и не
путать их между собой в речевом потоке. Перед школой необходимо
проконсультироваться с логопедом.
2. Работу по устранению
дефектов звукопроизношения должен проводить только специалист. Самостоятельное
вмешательство родителей в процесс коррекции звукопроизношения может привести к
отрицательному результату.
3. Обратите внимание на
сформированность слоговой структуры речи у вашего ребенка. К шести годам
ребенок безошибочно, не переставляя и пропуская слоги, должен произносить слова
типа: милиционер, экскаватор, велосипедист и т.д.
4. Формируйте у ребенка
способность к различению на слух всех звуков речи, - это поможет в дальнейшем
избежать трудностей в овладении письменной речью.
5. Развитию фонематических
процессов помогут упражнения, которые можно выполнять не только дома, но и по
дороге в детский сад, на прогулке, в магазине и т.д. :
Упражнения:
- Произнесите ряд слов и попросите ребенка хлопнуть в ладоши (поднять
руку), когда услышит заданный звук. Например: «Хлопни в ладоши, когда услышишь
в слове звук [Р]». Так можно «играть» с любым звуком речи.
- Попросите вспомнить и назвать предметы, окружающие ребенка (на улице, в
комнате, магазине, детском саду), начинающиеся на звук [Ш] (или любой другой
звук).
- Предложите самостоятельно придумать 5-7 слов, начинающихся на заданный
звук.
- Попросите вспомнить и назвать учебные принадлежности (продукты из
магазина, домашних или диких животных и т.д.), в названиях которых «спрятался»
звук [С] (или любой другой).
- Произносите ряд слов и попросите ребенка хлопнуть в ладоши (поднять руку)
когда услышит мягкий согласный звук в начале слова (Например: лента, лапка,
моль, мир, мяч, лужа, ремонт, рама , кошка, кедр, санки, сено, и т.д.); в конце
слова (моль, укол, якорь, забор, огонь, вагон и т.д.); в середине слова
(малина, коляска, корабль, вареный, косилка, косынка).
- Предложите ребенку самостоятельно придумать слова, начинающиеся: на
мягкие и твердые согласные звуки; звонкие и глухие согласные.
К моменту поступления в школу у ребенка должны быть сформированы процессы
языкового анализа и синтеза, которые являются важной операцией при последующем
обучении ребенка.
Развитию навыков языкового анализа и синтеза помогут следующие задания, выполнение
которых не требует специальных условий и могут происходить, например, на
прогулке:
1. Сосчитай, сколько слов в
предложениях: «Мама моет посуду.», «Петя пьет вкусный сок.», «Папа едет на
работу.». Назови первое и последнее слово в предложении.
2. Назови первый звук в
словах. (Произносим слова с первым гласным звуком: утка, аист, указка,
апельсин, игла, обруч и т.д.; с первым согласным звуком: кошка, шуба, зонт,
лента и т.д.)
3. Придумай предложение с
маленьким словом «на» (так можно придумывать с любым предлогом), например:
«Ваза стоит на столе.»
4. Придумай предложение с
первым словом "веселый" (или любым другим), постепенно добавляя слова
связанные между собой по смыслу. Например: «Веселый…», «Веселый кот…», «Веселый
кот прыгнул…», «Веселый кот прыгнул на …», «Веселый кот прыгнул на диван».
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ.
Виды заданий:
Важным условием полноценного овладения ребенком навыками письма является
достаточная степень развития мелкой моторики пальцев рук. Известно, что
упражнения на развитие мелкой моторики стимулируют речевое развитие ребенка,
активизируя отделы коры головного мозга. Можно использовать следующие виды
заданий:
1. «Пальчиковые игры». Такие игры можно найти в литературе по подготовке ребенка к школе. Пример игры: «Апельсин»
Начиная с мизинца загибать попеременно все пальцы:
Мы делили апельсин.
Много нас, а он один.
Это долька для кота,
Это долька для ежа,
Это долька для улитки,
Ну, а волку – кожура.
2.
Штриховка орнаментов, геометрических фигур, различных картинок.
3.
Раскрашивание изображений и рисование.
4.
Собирание мелкого конструктора и мозаики.
5.
Выполнение аппликаций из бумаги и природного материала.
6.
Вырезание из бумаги геометрических фигур или фигурок животных.
7.
Лепка из пластилина и глины.
8.
Завязывание шнурков и застегивание мелких деталей одежды.
9. Выкладывание фигур из
спичек, бисера, крупы. Этот вид задания можно выполнять на улице, выкладывая
фигуры из камешков, веточек или листиков.
10.
Вышивание.
СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА.
1. Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребёнка.
Не перегружайте его речевыми занятиями. Игры, упражнения, должны соответствовать возрасту.
2. При общении с ребёнком
следите за своей речью. Говорите с ним, не торопясь. Звуки и слова произносите
четко и ясно, непонятные слова, обороты, встречающиеся в тексте, непременно
объясните
3. Не подделывайтесь под
детскую речь, не злоупотребляйте уменьшительно - ласкательными суффиксами - всё
это тормозит речевое развитие.
4. Своевременно устраняйте
недостаток речи ребёнка, стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в
его речи, будьте осторожны, ни в коем случае не смейтесь над ребёнком, самое
лучшее – тактично поправить то или иное слово. Если ребёнок торопится высказать
свои мысли или говорит тихо, напомните ему: «Говорить надо внятно, чётко, не
спеша».
Желаю деткам хороших,
радостных событий
и отличного
настроения!!!!
Материал подготовила: Е.Г. Черникова, учитель-логопед.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 17.03.2023
Дата обновления: 17.03.2023
Дата публикации: 17.03.2023