01.01.2017
Консультация.
Составитель: Н.В. Бабинова,
учитель-логопед
Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики.Исследования физиологов доказали, что движения пальцев рук стимулируют развитие центральной нервной системы и положительно влияют на развитие речи ребёнка. Сочетание ритмичных движений с речевым сопровождением (так называемая «пальчиковая гимнастика») создает благоприятные условия для сенсомоторного развития, так как в работу включаются несколько анализаторов – речедвигательный, речеслуховой, кинестетический. Ритм оказывает организующее влияние на становление движений, совершенствует пространственно-временную организацию двигательных актов, в том числе речедвигательных. Использование стихов даёт возможность детям легче войти в ритм движения, а также делает занятия привлекательными для детей.
Кроме пальчиковой гимнастики очень полезны различные настольные игры – мозаика, шнуровки, пазлы, пирамидки и т.д.
Положительный эффект можно отметить от игр с пуговицами и крупными бусинами, нанизывание бусин на нитку, застёгивание пуговиц, пришивание пуговиц к ткани.
Изобразительная деятельность способствует развитию моторики рук, подготовке руки к письму, а также развитию воображения, мышления. Прежде всего, это лепка. Лепить можно из пластилина, глины, соленого теста. Не бойтесь, что ребенок испачкается, он со временем научится быть аккуратным. Аппликация из различных материалов – бумаги, ткани, природных и бросовых, также доставляет ребенку много радости и развивает пальчики. Не бойтесь давать ребенку в руки ножницы, главное – объяснить ему правила безопасности. При обучении рисованию обратите внимание на то, как ребенок держит карандаш, этому следует учить ребенка уже в раннем возрасте. Рисовать можно различными материалами, с использованием различных техник. Самым эффективным для развития пальчиков является штриховка. Ребенок учится сначала обводить шаблон по внешнему контуру, и лишь после этого по внутреннему. Важно научить его штриховать, не выходя за границы контура.
И, безусловно, интересоваться его творчеством, нив коем случае не высмеивать, не выполнять за него, просить рассказать о нарисованном.
Упражнения для развития мелкой моторики кистей и пальцев рук
- выкладывание фигур и узоров из мозаики;
- конструирование из мелких деталей конструктора, завинчивание гаек, шурупов;
- конструирование из бумаги, картона;
- плетение из веревочек, шнуров, шерстяной нити;
- вязание крючком, спицами уже доступно дошкольникам;
- вышивка, шитье, пришивание пуговиц;
- изготовление поделок из проволоки;
- нанизывание бусин;
- изобразительная деятельность (лепка, аппликация, конструирование);
- изготовление коллажей (составление композиций из вырезанных картинок из журналов, открыток);
- пальчиковые игры;
- штриховки;
- валяние из шерсти;
- раскрашивание картинок без выхода за контур;
- срисовывание или самостоятельное рисование на бумаге в клеточку;
- дорисовывание недостающей половины рисунка по клетокам;
- обведение по точкам;
- выкладывание узоров из счетных палочек;
- плетение из бумажных полос;
- изготовление бумажных бус (бумага разрезается на треугольники, которые скручиваются по диагонали);
- вырезание гирлянд из бумаги, сложенной гармошкой;
- декоративное рисование народных росписей (хохломская, городецкая, мезенская, урало-сибирская и др.);
- обведение по трафарету, штриховка, дорисовывание, составление коллажей с помощью трафаретов;
- рисование мелом на доске;
- оригами;
- изготовление поделок из природных, бросовых материалов;
И другое.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 23.10.2018
Дата обновления: 23.10.2018
Дата публикации: 01.01.2017