06.03.2024
«Ум ребёнка находится
на кончиках его пальцев».
В. Сухомлинский.
Развитие мелкой моторики в раннем возрасте является одной из первостепенных
задач. Специалисты рекомендуют развивать мелкую моторику с самого раннего
возраста. Для развития моторики рук создано много специальных игрушек. Это
мозаики и всевозможные конструкторы, шнуровки и пазлы, специальные лабиринты,
фигурки-вкладыши, пирамидки и аппликации. Но, кроме игрушек, выпускаемых
промышленно, отличным игровым материалом для развития моторики могут стать
крупы. Игры с крупами способствуют развитию у ребенка:
мелкой моторики;
восприятия;
внимания;
речи;
воображения;
тактильных ощущений.
Крупа – это очень полезный и приятный материал для занятия с детьми. Игры с
сыпучими материалами приносят маленьким детям большую пользу и радость,
успокаивают малыша. Вот почему так полезно играть с крупами.
Как организовать игру с крупами?
Для таких игр подойдет любая крупа, имеющаяся в доме: фасоль, горох,
гречка, пшено, рис, чечевица, манка. Также пусть у вас будут под рукой орехи,
пуговицы, мелкие игрушки, небольшие машинки, миски разного размера, ситечко,
игрушечная посуда, ложки, миски разного размера для пересыпания круп;
стаканчики, различные баночки, в которых в крышке проделана дырка, для
опускания в неё круп, бусинок, пуговиц; воронка, подносы, пластиковые лоточки.
Чем разнообразнее получится материал, тем лучше, так как ребенок сможет
получать широкий спектр тактильных ощущений.
Знакомить малыша с крупами необходимо постепенно. В связи с тем, что
внимание и интерес ребенка раннего возраста быстро иссякают, время проведения игр-упражнений
не должны быть долгими. До трех лет это около 5-10 минут, затем время
выполнения можно увеличивать. Во время таких игр следует соблюдать правила
безопасности, поскольку с мелкими предметами можно играть только в присутствии
взрослых. Для игр с крупами выделите специальное место, а пространство лучше
застелить клеенкой. Чтобы крупа не валялась по всему дому, можно поставить
миски с крупой в неглубокий тазик или на поднос с бортиками или широкий лоток с
невысокими стенками.
Дайте ребенку пощупать крупу, покажите ему пример, как можно с ней играть.
Внимательно следите за ребенком во время этих занятий, так как первое время он,
скорее всего, будет тянуть все в рот и разбрасывать крупу по квартире. Однако
помните, что даже через подобные действия ваш ребенок исследует мир вокруг
себя, поэтому не спешите отказываться от таких игр. Со временем малыш научится
играть спокойно и сосредоточенно.
Предлагаю вашему вниманию игры и упражнения, которые можно использовать в
домашних условиях для развития мелкой моторики вашего ребенка.
Упражнение «Прячем ручки»
Взять большую миску, высыпать в неё крупу, опустить в неё руки и пошевелить
пальцами. Ребенок непременно захочет присоединиться.
Игра «Ищем клад»
В большую ёмкость насыпаем крупу и бросаем туда мелкие игрушки, пуговицы,
монеты или любые другие мелкие предметы. Далее просим ребенка отыскать клад.
Искать клад можно с помощью маленького ситечка, ложечки или пальцами.
Упражнение «Пересыпание»
Покажите малышу, как с помощью ложки
совершить пересыпание из одной емкости (коробка,
контейнер, ведро, банка, чашка) в другую. Просим
ребенка с помощью ложечки повторить те же действия.
Игра «Чудо-мешочки»
Для такой игры понадобятся небольшие яркие мешочки -3 шт. В каждый мешочек
нужно положить различные виды круп, отличающихся друг от друга размером,
формой, текстурой: мелкие (пшено), средние (гречка) и крупные (фасоль, горох).
Попросить ребёнка выбрать мелкие крупинки, крупные, ощупывая каждый мешочек.
Аппликация с крупами
Проведите клеем-карандашом невидимые линии или рисунок, а сверху насыпьте
манку, потом лишнее сдуйте. Можно нанести на бумагу клей ПВА, насыпать хаотично
разные виды круп — получится абстрактная интересная аппликация. Используйте
крупу в аппликациях в сочетании с цветной бумагой и другими материалами.
Игра «Рисование на манной крупе»
Возьмите поднос и манную крупу, на которой будете рисовать, равномерным
слоем рассыпьте крупу по подносу. Можно рисовать дорожки, а потом пальчиками по
этой дорожке пройти.
Предложите поэкспериментировать с кисточкой или палочкой, сделать отпечатки
ладошкой или самыми разнообразными предметами (формочками, вилками,
мячиком с шипами, машинками). Дети могут придумать свой рисунок или просто
повторять за вами. Чтобы «стереть» рисунок, немного потрясите поднос легкими движениями,
и у вас снова «чистый холст».
Игра «Узнай по форме»
Для этой игры нужен небольшой поддон. В него насыпаем фасоль, закапываем
шарики и кубики. Просим малыша выбрать сначала шарики, затем кубики.
Также можно:
Пересыпать ложкой крупу из одного тазика в другой.
Попробовать сделать это вилкой. Объясните крохе, почему у него не
получилось.
Пересыпать горох стаканчиком, пластиковой бутылочкой (можно взять из-под
йогурта).
Насыпать крупу в стаканчик через воронку.
Насыпать горох в глубокую и плоскую тарелки.
Пересыпать и насыпать горох в ёмкости рукой.
Выкладывать из крупы дорожки – короткую и длинную, различные рисунки,
геометрические фигуры, буквы, считать и сравнивать дорожки разной длины и т.п.
Макать фасоль в краску и оставлять отпечатки на бумаге.
Массаж ножек
Не забывайте о том, что тренировать можно не только пальчики рук, но и ног.
Насыпьте в таз крупу разных размеров: манку, фасоль, рис. Поставьте туда
малыша, пусть потопчется. Отличный массаж ступней!
Самое ценное, что мы можем дать нашим детям – это внимание! Поэтому
играйте, занимайтесь, фантазируйте и проводите время с вашими детьми с пользой.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 06.03.2024
Дата обновления: 06.03.2024
Дата публикации: 06.03.2024