Дидактические игры как средство сенсорного воспитания и развития детей с ОВЗ
18.04.2025
Сенсорное развитие ребенка является одной из основных
сторон дошкольного воспитания и
составляет фундамент общего умственного развития ребенка.
Но с другой стороны, оно имеет и самостоятельное значение, так как полноценное
восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе,
и для многих видов трудовой деятельности. Именно с восприятия предметов и
явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания —
запоминание, мышление, воображение — строятся на основе образов восприятия,
являются результатом их переработки. Поэтому нормальное интеллектуальное развитие невозможно без опоры на полноценное
восприятие, которое является отражением предметов, явлений, процессов и
совокупности их свойств в целостности. Следовательно восприятие зависит от
прошлого опыта и знаний, от задач, целей, мотивов деятельности, от индивидуальных особенностей личности.
В детском саду ребенок
обучается рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы,
начинает осваивать основы математики и грамоты. Во всех видах деятельности для
восприятия важную роль играют двигательные ощущения. В дошкольном возрасте восприятие превращается
в особую познавательную деятельность, имеющую
свои цели, задачи, средства и способы осуществления.
Совершенство восприятия, полнота и точность образов зависят от того, насколько
полной системой способов,
необходимых для обследования, владеет ребенок. Поэтому главными линиями развития восприятия выступают освоение новых
по содержанию, структуре и характеру обследовательских действий и
освоение сенсорных эталонов.
В процессе рассматривания и
манипулирования с предметами складываются зрительно-двигательные координации.
Предметы начинают выступать как нечто определенное, постоянное, имеющее
неизменные свойства.
Развитие предметной деятельности ставит
ребенка перед необходимостью выделять и учитывать в действиях именно те сенсорные признаки предметов, которые имеют
практическую значимость. Освоение ориентировочных действий приводит к тому, что
восприятие становится более детальным, полным и точным. Большое значение имеет
то, чтобы ребенок умел подбирать предметы по слову взрослого, обозначающего
определенный признак, и мог учитывать свойства предметов в практической
деятельности. Это создает основу для усвоения сенсорных эталонов.
На протяжении дошкольного возраста игровое манипулирование
сменяется собственно обследовательскими действиями с предметом, которые
целенаправлены на уяснение назначения его частей, их подвижности и связи друг с
другом. К старшему дошкольному возрасту обследование
приобретает характер экспериментирования, последовательность действий
определяется не внешними впечатлениями ребенка, а поставленной задачей.
Постепенно происходит переход от внешних практических действий с предметами к
ознакомлению с предметом на основе зрения и осязания. Соединяя в себе опыт
других видов ориетировочной деятельности, зрительное восприятие становится
одним из ведущих. Позволяя охватить все детали, уловить их взаимосвязи и
качества, формируется процесс рассматривания, в ходе которого дошкольник решает разнообразные задачи.
Обследовательские действия ребенка все больше специализируются, преобразуясь в
рациональные приемы обследования предметов. Наблюдение превращается в
своеобразную умственную деятельность, направленную на решение интеллектуальных
задач, проблем. Речь все больше включается в процесс восприятия. Связь
восприятия с речью приводит к его интеллектуализации, осмысленность сенсорных эталонов выражается в
соответствующем названии - слове. Процесс восприятия опосредует речь, создавая
возможность обобщения и абстрагирования свойств предмета путем их словесного
обозначения.
Т. о. сенсорное развитие очень важно для дошкольника.
Оно позволяет ребенку более полно, содержательно осваивать окружающий мир,
играет важную роль не только в психическом, но и в умственном совершенствовании
после рождения.
Материал подготовила: Е.Г. Черникова, учитель-дефектолог
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 18.04.2025
Дата обновления: 18.04.2025
Дата публикации: 18.04.2025