Речевая готовность ребёнка к школе
18.04.2025
Скоро Ваш ребёнок
дошкольник станет школьником. Это новый социальный статус. Переход от игровой
деятельности к учебной очень важен для ребёнка. Готовность к школьному обучению
формируется задолго до поступления в школу и включает не только хорошее
физическое развитие, достаточный запас знаний и представлений об окружающем, но
и определённый уровень развития речи.
Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению
ребёнком родного языка как средства общения.
А это:
1. Сформированность
звуковой стороны речи. У ребёнка должно быть правильное, чёткое произношение
звуков всех фонетических групп.
2. Сформированность
фонематических процессов, умение слышать, различать фонемы родного языка.
3. Готовность к
звукобуквенному анализу и синтезу: умение выделять звуки в слове. Дети должны
знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение»,
звуки гласный, твёрдый, мягкий. Уметь работать со схемой слова и схемой
предложения.
4. Умение пользоваться
разными способами словообразования, правильно употреблять слова с
уменьшительно-ласкательным значением, умение образовывать слова в нужной форме,
выделять звуковые и смысловые различия между словами, образовывать
прилагательные от существительных.
5. Сформированность
грамматического строя речи: умение правильно строить простые предложения,
видеть связь слов в предложениях, распространять однородными и второстепенными
членами; работать с деформированным предложением; составлять предложения по
опорным словам и картинкам. Умение пользоваться развёрнутой фразовой речью,
владеть пересказом рассказа. Самостоятельно составлять рассказ-описание.
Наличие
даже небольших отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии
ведёт к серьёзным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.
Правильная
речь — это заслуга не только воспитателя и логопеда, а, прежде всего, Вас —
родителей, тех, кому подражают Ваши крохи, для кого Вы — пример, пример не
только в данный момент, а на всю жизнь.
Взаимодействие детского сада и семьи –
необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников.
В какие игры играть перед школой?
Играйте
дома, на улице, играйте в дороге (по 3 — 4 игры в день):
1. Игра «Цепочка слов». Называть по
очереди слова, начинающиеся на последний звук предыдущего слова. Пример: сова –
апельсин – носок – кот…
2. Развивайте ребенку ориентацию в
пространстве. «Назови, что находится слева от тебя, справа, ближе, выше,.. и
т.д.», на листе бумаги – игры «Морской бой», «Крестики-нолики».
3.
Игра с мячом «Я знаю пять имен девочек» (пять названий фруктов, пять
названий мебели…и т.д.) развивает взаимодействие руки, глаза и речи,
необходимого при письме и чтении, обогащает словарь ребенка.
4. Игра «Из чего какое?». Сок из яблок –
яблочный, а из груш? Слив? Дом из кирпича – какой? Книга из бумаги, одеяло из
шерсти и т.д.
5.Развивайте
слуховую память.
Начиная с 3-5 коротких слов, попросите ребенка запомнить и повторить их.
Доведите до 10 слов. Так же поиграйте с числами. 6. Научив ребенка прыгать на
скакалке, Вы подготовите его руку к письму, разовьете его выносливость.
6. Игра «Чей хвост (голова, ухо, глаза)?». У медведя –
медвежий (медвежья, медвежье, медвежьи), а у змеи, у утки, у верблюда, у козы,
и т.д.
7. Игры с мячом «Вышибалы», «Съедобное —
несъедобное»
развивают ориентацию в пространстве, мышление, реакцию, общую моторику,
координацию, ловкость.
8. Учить сложные слова. (Сковородка стоит
на плите. Милиционер Валерий регулирует движение. Троллейбус
остановился у светофора и др.), скороговорки.
9. Игра «Похлопай, как я!» Вы отхлопываете
(можно отстучать по столу любым предметом) сперва простые ритмы:
! ! , !! !! , ! !! , !! ! , затем
сложнее: ! !! ! , !! ! !! , !! !!! ,
… Ребенок слушает и старается его воспроизвести.
10. «Кто
у кого?». У лисы – лисята, а у волка, собаки, свиньи, овцы…
11.
Ориентация во времени: выучить наизусть по порядку времена года, названия
месяцев, дней недели, времени суток (утро, день, вечер, ночь).
Обязательно
читайте ребенку книги каждый день (хотя бы перед сном) и объясняйте ему все
обороты речи, все слова, которые ему могут быть не ясны. Спрашивайте: «Что
значит «знать назубок», «кудрявая девочка», «и наутёк», что такое «харчевня»,
«изгородь» и т. д.
Ребёнок дошкольного возраста
обладает огромными возможностями развития и способностями познавать. Помогите
ему развивать и реализовывать свои возможности. Проявляйте истинный интерес ко
всему, что связано с обучением, будьте терпеливы, доброжелательны.
Хвалите, подбадривайте ребёнка и
вместе с ним радуйтесь его успехам.
Материал подготовила: Черникова Е.Г., учитель-логопед
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 18.04.2025
Дата обновления: 18.04.2025
Дата публикации: 18.04.2025