Лого игры дома для детей с тяжелыми нарушениями речи
30.09.2025
У детей с ТНР наблюдается полноценная речь. Чаще
всего это монотонные звукоподражания.
Если у ребенка совсем
отсутствует речь, то на первых этапах работы, важно добиться какой-либо
голосовой реакции на стимул, то есть преодолеть речевой барьер. Мы используем
самые разнообразные пособия: игрушки, картинки, предметы-заместители.
Простейшие звукоподражания (самолет летит: У-У-У! птичка поет: ИИ-И! волк
рычит: Ы-Ы-Ы! стиральная машина гудит: Н-Н-Н! ежик фырчит: Ф-Ф-Ф!)
будут способствовать накоплению активного словаря у ребенка на первом
этапе логопедической работы с ним.
Обязательным условием, которое будет способствовать эффективности,
является многократное повторение одного и того же речевого материала. Всякое
проявление речи следует поощрять и постараться избегать слов «скажи»,
«повтори», так как на эти просьбы у ребенка уже могла выработаться негативная
реакция. Учитывая, что у детей с аутизмом снижена подражательная речевая
деятельность, нужно стремиться создать такие условия, при которых у малыша
возникла бы потребность произнести самые элементарные звуковые комплексы.
От простейших звукоподражаний
постепенно пробуем переходить к более сложным: девочка заблудилась: АУ! малыш
плачет: УА! ослик кричит: ИА! собачка ест: АМ! девочка спит: БАЙ! и т.п.
Накопив достаточное количество звукоподражаний можно переходить к произнесению
простейших слов, а затем и простейшим фразам.
Игры на подражание в работе с детьми:
1. Игра «Покажи нос»
Логопед называет и показывает на себе
части тела, а затем на ребенке, сопровождая показ стихотворением:
Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы
играть.
Ты смотри, не зевай,
Что сейчас тебе скажу
И при этом покажу.
2. Игра «Сделай, как я»
Действие по тексту.
Ладошки вверх!
Ладошки вниз!
А теперь их на бочок!
И зажали в кулачок!
3. Игра «Полетели»
Несколько усложненный вариант игры в
ладушки.
Полетели-полетели,
На головку (ноги, живот, шею, подбородок,
локти и т.д.) сели.
Игру ведем по очереди: взрослый – ребенок.
Для детей постарше: если ребенок знаком с
понятием право и лево, можно давать команды для разных рук. Например, «правая
рука села на живот, а левая – на макушку», или «левая – на правое ухо, а правая
– на левую коленку».
4. Игра «Где же»
Где же … (имя) (2 раза)?
Тут! Тут! Тут!
Где же … (папа) (2 раза)?
Тут! Тут! Тут!
Действие по тексту
Наши ручки хлопают:
Хлоп-хлоп-хлоп.
Наши ножки топают:
Топ-топ-топ.
Голова качается:
Раз, два, три.
Ротик улыбается – посмотри!
6. Игра «Что пропало»?
Прячем руки за спину и читаем приговорку:
У меня пропали ручки,
Где вы, рученьки мои?
Раз, два, три, четыре, пять,
Появитесь вы опять!
Повторяем игру, пряча различные части тела
(например, закрывая руками глаза). Меняемся ролями с ребенком – теперь водит
он.
7. Игра «Что мне нравится»
На слово «нет» – трясти пальчиком, на
слово «да» – качать головой
Мне нравится говорить:
Нет, нет.
Мне нравится говорить:
Нет, нет, нет.
Мне нравится говорить: нет, нет, нет, нет.
Аналогично выполняется со словом «да».
Работа с детьми, страдающими тяжелыми
нарушениями речи длительна во времени. Глубина не позволяет сразу приступить к
развитию произносительной стороны речи. И при этом сделать все, чтобы у ребенка
формировался интерес – это один из важных показателей эффективности
логопедической работы.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 30.09.2025
Дата обновления: 30.09.2025
Дата публикации: 30.09.2025