Лого игры дома для детей с тяжелыми нарушениями речи

30.09.2025

У детей с ТНР наблюдается полноценная речь. Чаще всего это монотонные звукоподражания.

           Если у ребенка совсем отсутствует речь, то на первых этапах работы, важно добиться какой-либо голосовой реакции на стимул, то есть преодолеть речевой барьер. Мы используем самые разнообразные пособия: игрушки, картинки, предметы-заместители. Простейшие звукоподражания (самолет летит: У-У-У! птичка поет: ИИ-И! волк рычит: Ы-Ы-Ы! стиральная машина гудит: Н-Н-Н! ежик фырчит: Ф-Ф-Ф!)   будут способствовать накоплению активного словаря у ребенка на первом этапе логопедической работы с ним.       Обязательным условием, которое будет способствовать эффективности, является многократное повторение одного и того же речевого материала. Всякое проявление речи следует поощрять и постараться избегать слов «скажи», «повтори», так как на эти просьбы у ребенка уже могла выработаться негативная реакция. Учитывая, что у детей с аутизмом снижена подражательная речевая деятельность, нужно стремиться создать такие условия, при которых у малыша возникла бы потребность произнести самые элементарные звуковые комплексы.

       От простейших звукоподражаний постепенно пробуем переходить к более сложным: девочка заблудилась: АУ! малыш плачет: УА! ослик кричит: ИА! собачка ест: АМ! девочка спит: БАЙ! и т.п. Накопив достаточное количество звукоподражаний можно переходить к произнесению простейших слов, а затем и простейшим фразам.

 

Игры на подражание в работе с детьми:

1. Игра «Покажи нос»

Логопед называет и показывает на себе части тела, а затем на ребенке, сопровождая показ стихотворением:

Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы играть.

Ты смотри, не зевай,

Что сейчас тебе скажу

И при этом покажу.

2. Игра «Сделай, как я»

Действие по тексту.

Ладошки вверх!

Ладошки вниз!

А теперь их на бочок!

И зажали в кулачок!

3. Игра «Полетели»

Несколько усложненный вариант игры в ладушки.

Полетели-полетели,

На головку (ноги, живот, шею, подбородок, локти и т.д.) сели.

Игру ведем по очереди: взрослый – ребенок.

Для детей постарше: если ребенок знаком с понятием право и лево, можно давать команды для разных рук. Например, «правая рука села на живот, а левая – на макушку», или «левая – на правое ухо, а правая – на левую коленку».

4. Игра «Где же»

Где же … (имя) (2 раза)?

Тут! Тут! Тут!

Где же … (папа) (2 раза)?

Тут! Тут! Тут!

5. Игра «Наши ручки»Хочу такой сайт

Действие по тексту

Наши ручки хлопают:

Хлоп-хлоп-хлоп.

Наши ножки топают:

Топ-топ-топ.

Голова качается:

Раз, два, три.

Ротик улыбается – посмотри!

6. Игра «Что пропало»?

Прячем руки за спину и читаем приговорку:

У меня пропали ручки,

Где вы, рученьки мои?

Раз, два, три, четыре, пять,

Появитесь вы опять!

Повторяем игру, пряча различные части тела (например, закрывая руками глаза). Меняемся ролями с ребенком – теперь водит он.

7. Игра «Что мне нравится»

На слово «нет» – трясти пальчиком, на слово «да» – качать головой

Мне нравится говорить:

Нет, нет.

Мне нравится говорить:

Нет, нет, нет.

Мне нравится говорить: нет, нет, нет, нет.

Аналогично выполняется со словом «да».

     

 Работа с детьми, страдающими тяжелыми нарушениями речи длительна во времени. Глубина не позволяет сразу приступить к развитию произносительной стороны речи. И при этом сделать все, чтобы у ребенка формировался интерес – это один из важных показателей эффективности логопедической работы.

 Материал подготовила: Е.Г.Черникова, учитель-логопед

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 30.09.2025

Дата обновления: 30.09.2025

Дата публикации: 30.09.2025

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».