Почему заговорить бывает трудно?

01.01.2017

Материал подготовила: У.С. Озорнина, воспитатель.

Развитие речи зависит от многих факторов. Если в 2-2,5 года ребенок не произносит ни одного слова, следует внимательно присмотреться к нему и попытаться понять, почему он так долго молчит.Причины задержки активной речимогут быть различными.

Задержка речи на стадии называния.

Ребенок, научившись обозначать предмет словом, может надолго остаться на этом уровне. Такое бывает, когда малыш привыкповторятьслова за взрослыми, в данном случае за родителями, а в общении с другими людьми пользуется жестами, движениями, требовательными возгласами и др. Неумение говорить невротизирует ребенка, он становится капризным, и, оказавшись непонятым, выражает свое недовольство плачем и криком. Такой ребенок предпочитает игры, не требующие контакта с людьми. При это он легко увлекается играми с называнием слова за взрослыми, что влечет улучшение настроения, появление стремления к общению. Ребенок испытываетпотребностьв речевом общении, но окружающие взрослые лишь предлагают повторять названия предметов, считая, что таким образом развивается речь.

В данном случае, чтобыисправитьположение, от взрослых требуется:

·включитьв предметную деятельность ребенка активную речь. Для этого можно сопровождать рассказ игрушек показом «Ко-ко-ко, где тут домик, я буду в нем жить…». Рассказ должен быть эмоционально насыщенным, увлекательным для малыша, стимулирующим его стремление заговорить

· организоватьсотрудничество с ребенком по типу «давай вместе»

·как можно большеговоритьс ребенком, читать книжки, слушать аудио-сказки, создавая таким образом условия для речевого общения

Задержка речи на стадии эмоционального общения со взрослыми.

Когда общение со взрослыми сводится лишь к выражению взаимной любви, обмену ласками, улыбками. Для исправления создавшегося положения и возникновения первых активных слов необходимо организоватьпредметное взаимодействиес малышом, о чем также писалось ранее.

Ориентация на предметный мир.

Родителей радует, когда ребенок с удовольствием и подолгу манипулирует предметами, проявляя при этом двигательную активность, издавая радостные звуки. Внешне картина выглядит вполне благополучно, но если внимательно понаблюдать за ребенком, то можно заметить, что он погружен всобственный мири не реагирует на окружающих людей.

Например, малыш увлеченно катает машинку и не замечает взрослого, который обратился к нему с вопросом. Он стремится сделать все сам, взрослый ему не нужен. а если что-либо не получается, то, выражая протест, он смотрит куда угодно — на игрушку, в пустоту, только не в глаза взрослому. Таким образом, не стоит стремиться окружать ребенка множеством игрушек и оставлять его одного длительное время. Каждую новую игрушку и действия с ней нужно показывать малышу, организовывать совместную игру.

Конечно, малыш бывает не в меруактивен: то принесет машинку, добиваясь, чтобы взрослый отложил все свои дела и катал ее вместе с ним, то книжку, которую готов рассматривать бесконечно и не один. И взрослому очень непросто быть всегда расположенным к таким ситуациям. Гораздо удобнее, если ребенок занимает себя сам, подолгу сосредоточивается на предметах и не доставляет окружающим хлопот. Но, как правило, это приводит к задержке речевого развития.

Как же следует поступить?

· Включить в общении с ребенкомэмоциональный контакт: ласковое прикосновение, положительная оценка его возможностей, зрительный контакт. Здесь можно поиграть в игры, типа «ку-ку», когда взрослый прячет свое лицо ладошками и радуется при встрече взглядом с ребенком.

·Большое значение имеет то, как именно взрослыйзнакомитребенка с предметами и игрушками. Всем предметным действиям стоит придать человеческий характер — куклу жалеть, кормить, называть по имени, лечить и т.д.

· Количество игрушек, которые окружают малыша, следует сократить. Очень полезныигры, в которые нельзя играть одному, например, катание мячика. если ребенок не проявляет интереса, можно организовать совместную игру с другим членом семьи в присутствии ребенка. Полезны игры с имитацией, когда взрослый говорит за разных зверюшек, ребенок, вовлекаясь, начинает повторять слова вслед за ним.

· Полезно совместноерассматривание картиноки детских книжек. Здесь важно, какую именно книгу рассматривать вместе: красиво оформленную или с бесцветными нечеткими иллюстрациями. Часто родители берегут хорошие, красочные издания до лучших времен и начинают знакомить детей с книгами попроще. Такие книги ребенку будут неинтересны.

· Попробуйте показать ребенку красивуюдетскую книгу: рассмотрите вместе с ним иллюстрации, а затем уберите ее на видное, но недоступное для ребенка место. Тогда каждое рассматривание книги станет для малыша событием.

Постепенно ребенок привыкнет участвовать во всех взрослых делах, общаться с близкими, что положительно скажется на развитии речи.Хочу такой сайт

«Детские» слова.

Причина употребления «детских» слов типа «бу-бу», «лю-ка» и др. кроется в том, что правильное звукопроизношение затруднено. Кроме того, речевой слух ребенка воспринимает чаще всего лишь окончания слов. Поэтому, обращаясь к ребенку, следует говоритьчетко и яснои добиваться от него внятного произношения. Это, конечно, непросто, поскольку ребенку для этого необходимо прилагать огромные усилия. Согласно принятым возрастным нормам дефекты в произношении считаются возможнымидо 5 лет. Здесь нужно запастись терпением: со временем при правильном воспитании неточное произношение устраняется само собой.

Если с ребенком, речевое развитие которого находится на стадии «детских» слов, мало общаются, в дальнейшем в его речи могут отмечаться различныенарушения: замена звуков, их смешение и др., что в будущем может отразиться на овладение грамматикой в школе.

Стремительность речевого развития.

Это нарушение нормального развития речи противоположен всем предыдущим. Он отличается тем, что первые слова детейопережают возрастные нормы и сроки развития речи. Например, ребенок в 1,3 года начинает говорить развернутыми предложениями, с хорошей дикцией, использует сложные слова. Это, конечно, вызывает гордость у родителей. С ребенком постоянно разговаривают, и почти все время он говорит сам, его учат, рассказывают сказки, читают книжки и т.д. И он все понимает, все с интересом слушает. Но иногда такой ребенок почему-то плохо спит, часто плачет во сне, его мучают беспричинные страхи, он становится вялым, капризным. Это происходит потому, чтонеокрепшая нервная системамалыша не справляется с таким потоком информации. Ему трудно быстро перестроиться и за несколько месяцев превратиться из младенца во взрослого человека.

В данном случае ребенку необходимотдых, свобода от лишних впечатлений (прежде всего речевых). Чтобы предотвратить развитие невроза, с ребенком необходимогулятьбольше, играть в простые игры, приучать к обществу сверстников и ни в коем случаене перегружатьновой информацией.

Помимо всего вышесказанного стоит отметить также следующиепричинызадержки речевого развития:

1. нарушение слуха,

2. генетическая предрасположенность,

3. заболевания или поражения головного мозга: травмы головы, гипоксия, инфекции, перенесенные внутриутробно или в первый год жизни.

4. неблагополучная атмосфера в семье.

Внимательно наблюдайте за своим малышом, попытайтесь понять его интересы. Мотивируйте его к общению.

Список литературы:

1. "Ступени общения: от года до семи лет" Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О.

Мате

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 23.10.2018

Дата обновления: 23.10.2018

Дата публикации: 01.01.2017

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».