Что такое грамматический строй речи и как его развивать?

01.01.2017

Грамматика (др.-греч. γραμματική от γράμμα — «буква») как наука является разделом языкознания, который изучает грамматический строй языка, закономерности построения правильных осмысленных речевых отрезков на этом языке (словоформ, синтагм, предложений, текстов). Эти закономерности грамматика формулирует в виде общих грамматических правил. Грамматический строй речи усваивается ребенком постепенно, самостоятельно, путем подражания речи взрослых, в процессе общения и разнообразной речевой практики. В дошкольном возрасте дети должны овладеть навыками согласования слов в предложении, словообразования и морфообразования, употребления предлогов.

Сначала дети учатся образовывать форму единственного и множественного числа имен существительных (яблоко – яблоки – много яблок), а также уменьшительно-ласкательную форму имен существительных (хвост – хвостик, мост – мосточек).

С помощью наводящих вопросов взрослый помогает ребенку научиться употреблять в речи имена существительных в различных падежных формах:

У меня большой красный … (карточка – мяч).

А у Вани нет большого красного … (мяча).

Я дам Ване большой красный … (мяч).

Мы с Ваней будем играть большим красным … (мячом).

Дошкольники должны овладеть навыками согласования слов в роде числе и падеже: красный мяч, красная лента, красное яблоко, красные туфли; стеклянный стакан, стеклянная тарелка, стеклянное блюдо, стеклянные шары.

Образование относительных имен прилагательных довольно сложно для малышей. Их нужно учить образовывать относительные имена прилагательные от имен существительных (из дерева – деревянный, из сливы – сливовое, река – речной), и даже от словосочетаний (пять лет – пятилетний, два этажа – двухэтажный); образовывать краткую форму качественных имен прилагательных (большой – больше); образовывать притяжательные имена прилагательные (лисий хвост, медвежья сила).

Особое внимание следует уделить овладению дошкольниками спряжением глаголов по лицам (я иду, ты – идешь, он – идет); числам (я плыву, мы плывем, они плывут); изменение времени глаголов ( я пишу – я писал – я напишу – я буду писать).Хочу такой сайт

Взрослому следует добиваться от ребенка полных ответов распространенными предложениями с предлогами. Сначала дети овладевают простыми предлогами (в, на, под), затем сложными (из-за, из-под), а также пространственными наречиями.

Консультация для педагогов и родителей.

Составила Н.В.Бабинова, учитель-логопед

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 23.10.2018

Дата обновления: 23.10.2018

Дата публикации: 01.01.2017

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».