01.01.2017
Общий уровень кругозора дошкольника
Ю.А.Сыромяникова, педагог-психолог,
Е.С. Малкова, воспитатель
Интеллектуальная готовность к школьному обучению дошкольника прежде всего складывается из уровня развития познавательных процессов, т.е. способности ребенка рассуждать, анализировать, сравнивать, делать выводы.
Уровень кругозора дошкольника – это объем знаний, представлений ребенка об окружающей его действительности, способность разбираться в различных сферах жизни человека.
Сферы, в которых должен разбираться дошкольник на этапе завершения дошкольного возраста:
1. Общество и взаимоотношения (я, семья, коллектив, Родина, быт, традиции, праздники, инфраструктура, мир профессий и т.п.).
2. Живая природа (мир животных, растений).
3. Неживая природа (предметный мир, свойства предметов, явлений, взаимосвязь времен года, части суток, космическое пространство).
4. Культура (литература, музыка, художественное творчество).
Родители в свою очередь должны поддерживать интерес ребенка, активно вовлекать его в различную деятельность, постоянно «давать» новую информацию для размышлений ребенка.
Ежедневно беседуйте с ребенком о том, как прошел его день? Что нового он узнал? что бы он хотел еще узнать? и т.п.
Для приобретения знаний ребенка используйте различные источники информации: энциклопедии, справочники, словари, сеть «Интернет».
Игры для развития кругозора у детей старшего дошкольного возраста:
Дидактическая игра «Четвертый лишний»
Дидактическая игра учит группировать предметы методом исключения, тренирует внимание, память, умение сопоставлять, выделяя черты схожести и различия предметов. Обогащает знания об окружающем мире. Развивает логическое мышление.
Материалы: Набор картинок связанных одним общим признаком.
Ход игры: Показать ребенку карточку и сказать: «Посмотри, здесь нарисованы 4 картинки, 3 из них подходят друг другу, их можно назвать одним словом, а четвёртая лишняя. Какая? Почему ты так думаешь?»
Например:
1. Яблоко, груша, апельсин, огурец.
2. Собака, корова, лошадь, белка.
3. Стул, стол, диван, тарелка.
Дидактическая игра «Времена года»
Учить видеть признаки сезонных изменений в погоде, растениях, поведении животных, жизни и труде людей.
Материал: Сюжетные картинки, связанные с различными временами года
1-я серия картинок. Сезонные изменения в природе.
2-я серия картинок. Животные, птицы.
3-я серия картинок. Люди, работы в саду и в поле.
4-я серия картинок. Развлечения детей.
Игровое задание.
Выбери из предложенных картинок, те которые относятся к зиме (весне, лету, осени), расскажи, почему ты выбрал именно эти картинки?
Дидактическая игра "Аналогии"
Развитие словесно - логического мышления, кругозора ребенка.
Игровая задача. Подобрать слово-аналог.
Правила игры. К перечисленным словам подбирать слово - аналог.
Ход игры.
Необходимо диктовать слова. Дети подбирают слово-аналог.
Корова- молоко, курица- :...
Книга - читать, радио - :...
Пылесос - уборка, стиральная машина - :...
Яблоко - сад, огурец - :
Курица - цыпленок, медведь - :...
Игла - шить, пила- :...
Автобус - водитель, самолет - :...
Волк- волчонок, лиса-:
Девочка - мама, мальчик - :...
Дидактическая игра "Части суток"
Развивает быстроту мышления, закрепляет знания детей о том, что они делают в разное время суток.
Игровые правила. Надо назвать одно какое-либо занятие, действие, которое делают люди в определенное время суток.
Ход игры.
Ребята, давайте теперь с вами поиграем. Я буду называть одно слово, часть суток, а вы вспомните, что вы в это время делаете. Например, я скажу слово "утро". Что вы назовете?
Дети вспоминают:
- Просыпаемся, здороваемся, умываемся, чистим зубы, причесываемся.
Необходимо назвать разные части суток, дети отвечают.
Дидактическая игра «Продолжи предложение»
Дидактическая задача. Развитие мыслительных операций.
Игровое действие. Продолжить начало предложения.
Ход игры.
Педагог проговаривает начало предложения, а дети завершают.
1. Если человек добрый, то он ... .
2. Если человек злой, то он ... .
3. Люди строят дома, чтобы ... .
4. Дети ходят в детский сад, чтобы ... .
5. Милиционер остановил машину, потому что ... .
6. Мальчик смеется, потому что ... .
7. Если помогать маме и папе, то ... .
8. В дом пришли гости, друзья, потому что ... .
9.Дети могут ссориться, потому что ... .
10. Если долго смотреть телевизор, то ... .
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 23.10.2018
Дата обновления: 23.10.2018
Дата публикации: 01.01.2017