Формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста
01.01.2017
Познавательный интерес– избирательная направленность на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая психические процессы, деятельность человека, его познавательные возможности. Это такое стремление к знанию и самостоятельной творческой работе, которое соединяется с радостью познания и побуждает человека как можно больше узнать ранее неизвестного, понять, проверить, выяснить и усвоить.
Активизация познавательной деятельности дошкольника без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес детей и как важный мотив обучения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.
Стадии развития познавательных интересов:
· Любопытство – первичный интерес к предмету, объекту или событию.
· Любознательность – желание детальнее изучить предмет, найти пока еще скрытые его свойства. На этом этапе формируется радость познания нового. Исследования проводятся методом проб или при помощи вопросов.
· Непосредственно познавательный интерес – характеризуется появлением задачи или ситуации, в которой ребенок стремится разобраться самостоятельно, понять истинную сущность явления. На этом этапе демонтируются механизмы на отдельные винтики или разбираются на составляющие куклы, чтобы узнать, что внутри.
Основные направления работы в развитии детского познавательного интереса:
· Поддержание стремления ребенка задавать вопросы. Родителям необходимо подробно разъяснять ребенку не понятные ему вещи, а не отвечать короткими ответами; поддерживать диалог.
· Дополнительное стимулирование познавательного интереса. Заключается в захватывающих рассказах, выявлении интересующих дошкольника тем, расширении ответов, выходя за пределы темы. Родители должны заинтересовывать и привлекать ребенка к изучению каких-либо предметов или явлений, углублять его знания. Например, рассказывая про часы и минуты можно коснуться календаря.
· Применение игр. Для дошкольников это основная деятельность, в которой осваиваются новые навыки. Дома можно строить игры в форме «вопрос-ответ» или корректировать сведения, которые ребенок использует неправильно, играя со сверстниками. Родителям стараться организовывать игровую познавательную деятельность, создавать условия для развития игры.
· Поддержка дошкольника в его исследованиях. Хвалить по достижению результата и в процессе деятельности так, чтобы ребенок понимал – важны его усилия, направленные на решение задачи.
· Помощь в освоении навыков планирования и постановки цели. Взрослым совместно с ребенком спланировать поисковую (или другую познавательную) деятельность и порассуждать, зачем и для чего эта работа нужна, чего они хотят добиться в результате.
Поддержка взрослыми любознательности ребенка по отношении к любым сферам жизни приведет к наличию развитого познавательного интереса. А это хороший задаток предстоящим школьным успехам и разностороннему развитию личности на любом возрастном этапе.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 23.10.2018
Дата обновления: 23.10.2018
Дата публикации: 01.01.2017