28.10.2024
Когда родителям дошкольников задается вопрос: «Каким бы вы хотели видеть своего ребенка в будущем?», наиболее часто слышим ответ: «Умным». Следующий вопрос напрашивается сам собой: «Как можно определить, кто умный, а кто не очень?», и родитель формулирует ответ: умный тот, кто умеет логически мыслить, умеет рассуждать и доказывать.
Умение логически мыслить – это и есть умение использовать специальные приемы умственных действий для построения рассуждения, ведущего к доказательству истинности (или ложности) некоего предположения.
Далее задается вопрос: «А умение логически мыслить – оно дано ребенку от природы или на его развитие можно как-то влиять?». В этот момент мнения родителей разделяются диаметрально: абсолютное большинство в первый момент твердо убеждено, что это дар природы. Именно поэтому одни дети умные, а другие – не очень.
Уважаемые родители! Наличие логического мышления – это не дар свыше, не природная способность. На самом деле наличие у человека логического мышления это результат прямого или косвенного целенаправленного процесса образования.
Но если признать, что логическое мышление у ребенка формируется и развивается в ходе целенаправленной работы над этим взрослых, то сразу возникает вопрос: когда нужно начинать развивать логическое мышление и каким образом? Ответ прост – начинать развивать логическое мышлениенеобходимо с самого раннего возраста!
В трехлетнем возрасте в умственном развитии детей происходят большие перемены. В этот период у ребенка обычно завершается кризис трехлетнего возраста, появляется восприятие себя, как отдельной личности.
Трехлетний ребенок переходит от предметно-действенного мышления и прямых манипуляций к наглядно-образному мышлению.
Выделять и различать свойства предметов, сравнивать их дети учатся еще на кубиках и мячиках разных цветов и размеров, а также на различных рамках-вкладышах.
Умение обобщать предметы в группы по их характерным свойствам тренируется играми наподобие лото, где на одном поле собираются карточки с изображением предметов или явлений объединенных в одну группу. Например, фрукты, овощи, времена года.
Умение выделять часть из целого, составлять структуру помогают игрушки, которые делятся на части. Например, пазлы, кубики с частями картинки, всевозможные конструкторы, мозайки.
Умению сравнивать и анализировать хорошо обучают загадки, в которых по признаку надо отгадать предмет. Например, зеленый, а не крокодил, колючий, а не ежик.
Ассоциативное мышление тренируется игрой, где надо подбирать друг к другу карточки с изображениями различных предметов, но связанных между собой логически. Например, тучка – зонтик, тарелка – ложка, футбольные ворота – мяч, и другие.
Графические игры -эти игры стоит выделить в отдельную категорию. Обычно такие игры собраны в тетради и сборники, существуют детские периодические издания. Это разные лабиринты, логические таблицы, где необходимо ответить на вопрос, что-то дорисовать, провести, обозначить.
Компьютерные игры для развития логики. В большинстве случаев это логические игры, для которых используют карточки с картинками, только в формате компьютерной игры. Ребенка привлекает яркая анимация, знакомые персонажи мультфильмов, интерактивность игры. Для него это также построение новой модели отношений «человек — машина», где он выступает в роли управляющего. Процесс овладения мышкой развивает зрительно-двигательную координацию. Существует множество компьютерных логических игр, в которые можно играть онлайн. На игровых сайтах они обычно разделяются по возрасту ребенка. Примеров таких игр много, это и ассоциации, и мозаики, судоку, игры «Лишний предмет», «Холодное-горячее», «Ошибки художника», «Соедини по точкам» и другие.
Учите ребенка устанавливать причинно – следственные связи!!!Не игнорируйте вопросы ребенка, обязательно найдите время, чтобы ответить на них, а если вы не знаете ответа, то попытайтесь вместе его найти!
Читайте ребенку как можно больше детской литературы и обязательно обсуждайте прочитанное, рассматривайте вместе иллюстрации, делайте акцент на деталях.
Играйте с ребенком в настольные игры,например шашки, экспериментируйте…
Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей ребенка определяется временем и практикой.
Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите ребенку более легкий вариант.
Будьте терпеливы, не давайте ребенку задания, превышающие его возможности.
В занятиях с ребенком нужна мера. Не заставляйте ребенка делать упражнение, если он устал, расстроен.
Избегайте недоброжелательной оценки, находите слова поддержки. Формируйте у него уверенность в своих силах.
Постарайтесь не воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд. Радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения с вашим ребенком!
Не забывайте, что будущие успехи вашего ребенка, зависят именно от того сколько времени Вы уделите этому вопросу!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 23.10.2018
Дата обновления: 28.10.2024
Дата публикации: 28.10.2024